Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Преимущества малого предприятия

Преимущества малого предприятия

Выгодно ли быть малым предприятием? Не спешите адресовать этот вопрос финансистам и юристам. Многие преимущества «малышей» касаются именно бухгалтерского учета

01.04.2011
«Практическая бухгалтерия»
Автор: Ю. Пименова, ведущий эксперт

И не только бухгалтерского. Малым предприятиям (МП) может оказываться безвозмездная субсидия, для них предусмотрен сокращенный срок проверок. Обо всем подробнее.

Критерии для МП

Критерии, по которым компания признается субъектом малого предпринимательства, установлены статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошедший календарный год утверждены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556. В статье мы будем говорить о малых предприятиях в понимании Закона № 209-ФЗ.

Справка

Малыми предприятиями признаются юридические лица и индивидуальные предприятия, которые соответствуют следующим условиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 процентов;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 100 человек включительно (до 15 человек — для микропредприятий);
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей (для микропредприятий — 60 млн. рублей).

1. Сокращенный срок проверок

Общий срок проведения плановой выездной проверки в отношении малого предприятия не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий — 15 часов в год (часть 2 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», письмо Минэкономразвития России от 9 июня 2009 г. № Д05-2893).

Если возникает необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 15 часов для микропредприятий.

Внимание

Общий срок проведения плановой выездной проверки в отношении малого предприятия не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий — 15 часов в год. У выездных проверок налоговых органов и внебюджетных фондов свой «лимит» — для них установлены отдельные правила.

Это означает, что если в отношении малого предприятия с начала года уже были проведены выездные проверки трудовой, пожарной инспекцией, то время пребывания у него сотрудников СЭС определяется с учетом предыдущих проверок. Однако для выездных проверок налоговых органов и внебюджетных фондов установлены другие правила, и «лимит», установленный Законом № 294-ФЗ, на них не распространяется (ст. 89 НК РФ, ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Чтобы доказать контролерам, что время, отведенное на проверку в этом году, уже исчерпано, предъявите журнал учета проверок (утв. приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141). В нем содержится информацияо проведенной проверке: наименование контролирующего органа, ее проводившего, даты начала и окончания проведения, общее время в часах. Эти записи подтверждаются подписями должностных лиц, проводивших проверку. Обратите внимание: журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Однако при любых внеплановых проверках ограничение для срока проведения общее — 20 рабочих дней без права продления. Внеплановая проверка по причинам возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, нарушения безопасности государства проводится только с ведома прокуратуры (часть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

2. Упрощенный состав бухгалтерской отчетности

За 2010 год компании отчитываются по прежним правилам — еще действует приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, устанавливающий состав бухгалтерской отчетности. Согласно ему, малые предприятия, не подпадающие под обязательный аудит, могут:

  • указывать показатели лишь по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в них;
  • не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Те «малыши», которые должны проводить обязательный аудит, могут не представлять формы № 3 — 5 при отсутствии соответствующих данных.

Начиная с годовой отчетности за 2011 год бухгалтерская отчетность представляется по новым правилам ― их устанавливает приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Основные «льготы» для малых предприятий в нем сохранены: субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе (в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках можно включать показатели только по группам статей).

Однако приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (нынешняя форма № 5) сдавать придется, причем без учета того, подпадает ли компания под обязательный аудит или нет. Но для этой формы тоже предусмотрены послабления: в ней приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

3. Кассовый метод в бухгалтерском учете

По общему правилу организации ведут бухгалтерский учет по методу начисления. Согласно ему, хозяйственные операции относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств (п. 5 ПБУ 1/2008).

Однако малые предприятия до сих пор могут применять кассовый метод учета доходов и расходов (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Если такое решение принято, то компания обязана в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрыть не только намерение использовать кассовый метод, но и причины его применения (п. 19 ПБУ 1/2008) .

Применять кассовый метод при определении бухгалтерской выручки малым предприятиям может быть «на руку», если одноименный способ используется в налоговом учете. Напомним: не применять метод начисления при исчислении налога на прибыль могут компании, чьи доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 3 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). Удобен он и при применении упрощенной системы налогообложения, если компания ведет при этом бухгалтерский учет. Ведь «упрощенка» тоже предполагает определение налоговой базы кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ).

4. Неприменение ряда бухгалтерских стандартов

В частности, малые предприятия могут отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только величину налога на прибыль отчетного периода. Суммы, способные оказать влияние на налог на прибыль последующих периодов, они вправе не указывать. Иными словами, они вправе не применять ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Малые предприятия, не публикующие свою бухгалтерскую отчетность, могут не раскрывать информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н).

«Малыши» (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) не отражают условные факты хозяйственной деятельности и их последствия в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н).

Не представляют они и информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н).

5. Предусмотрены субсидии из местного бюджета

Субъектам малого и среднего предпринимательства может оказываться бесплатная и безвозвратная финансовая поддержка в виде субсидий за счет средств региональных и местных бюджетов (п. 1 ст. 17 Закона № 209-ФЗ). И с начала «кризисных» времен эта поддержка некоторым компаниям уже помогла.

Счастливым получателям субсидий напоминаем, что они должны включить суммы такой финансовой помощи в состав внереализационных доходов в момент получения, причем даже если компания применяет метод начисления (п. 8 ст. 250, подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Но расходы, оплаченные за счет этих средств, фирмы тоже могут учесть для целей налогообложения прибыли.

Существующий порядок учета доходов и расходов приводит к уплате налога без учета расходов, если субсидия поступила в последних числах декабря, а признанных в целях налогообложения расходов у налогоплательщика до конца года не появилось.

В настоящее время разработан проект Федерального закона № 415630-5, который предлагает учитывать субсидии в особом порядке: пропорционально произведенным расходам, но не более чем в двух налоговых периодах со дня их получения. Этот законопроект уже внесен в Госдуму. Мы будем следить за его судьбой и обязательно расскажем вам о всех изменениях.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »