Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Отчеты налоговиков не успокоили Кудрина

Отчеты налоговиков не успокоили Кудрина

Необходимо ответить на вопрос – годится ли для дальнейшего развития докризисная модель экономики

22.02.2011
«Независимая газета»
Автор: Сергей Куликов

Вчерашняя расширенная коллегия Федеральной налоговой службы запомнится крайне противоречивыми заявлениями чиновников. С одной стороны, налоговики говорят о растущем сборе налогов и сокращении бюджетного дефицита. Однако, с другой стороны, глава Минфина Алексей Кудрин продолжает нагнетать страсти вокруг грядущего кризиса государственных финансов. Эксперты ищут объяснения парадокса – почему Кудрин делает все более громкие заявления, тогда как ситуация с бюджетным дефицитом, пусть понемногу, но улучшается.

Судя по словам главы ФНС Михаила Мишустина, ситуация со сборами налогов складывается в стране вполне благоприятно. В консолидированный бюджет (федеральный и региональные бюджеты) в 2010 году поступило 7,7 трлн. руб. налогов, что на 22% больше, чем в 2009 году.

В 2010 году в федеральный бюджет поступило 3,2 трлн. руб. налогов, что на 28% больше, чем в 2009 году. Кроме того, поступления налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в прошлом году увеличились на 19% – до 4,5 трлн. руб. Глава ФНС подчеркнул, что уровень поступления налогов по итогам 2010 года практически достиг уровня докризисного 2008 года, когда был отмечен максимальный объем поступления налогов. По его словам, отставание 2010 года от 2008 года составило лишь 3%. Мишустин напомнил, что законом о федеральном бюджете был запланирован показатель поступления налогов в федеральный бюджет в размере 3,057 трлн. руб. Глава ФНС отметил, что этот показатель выполнен почти на 105%, дополнительные поступления налогов в федеральный бюджет составили 150 млрд. руб.

Однако, несмотря на оптимистичные рапорты ФНС, ситуация с исполнением бюджета далека от благополучия: государственные расходы по-прежнему почти на триллион рублей превышают бюджетные доходы. Кроме того, доклады о номинальном восстановлении объемов налоговых поступлений на самом деле не учитывают накопленную за два года инфляцию. Поэтому о восстановлении докризисных поступлений можно будет говорить, лишь если налоговые сборы в нынешних рублях будут примерно на 20% выше уровня 2008 года. Возможно, поэтому глава Минфина Алексей Кудрин вчера снова напомнил о надвигающихся проблемах. «Мы проходим исторический момент, сможем ли мы или нет в ближайшие 5–10 лет оторваться от этой нефтегазовой зависимости, слезть с этой иглы или не сможем, вот в чем вопрос», – сказал он, выступая на заседании коллегии ФНС. По его словам, необходимо ответить на вопрос – годится ли для дальнейшего развития докризисная модель экономики. «Мы будем по ней жить? С высокой инфляцией, очень высокой зависимостью от цен на нефть, рассчитывая только на них? Или все-таки мы должны создать более стабильную экономику, в меньшей степени зависимую от цен на нефть?» – вопрошал он.

Кудрин напомнил, что если в июле 2008 года цена на нефть увеличилась до 139 долл. за баррель, то уже в декабре 2008 года она упала до 32 долл. В первом квартале 2009 года средняя цена нефти была 41 долл. за баррель, однако центробанки мира влили очень большую ликвидность в мировую экономику, а та, в свою очередь, «ринулась на рынки в поисках попытки заработать». В результате ликвидность пришла на сырьевые рынки, цена на нефть стала расти, в то время как мировая экономика и спрос на нефть еще не увеличивались. Он также отметил, что средняя цена на нефть упала с 94 долл. в 2008 году до 61 долл. за баррель в 2009-м. По его словам, это было умеренное падение. Тем не менее снижение цены на 33 долл. привело к сокращению нефтегазовых доходов бюджета России на 3% за один год. При этом ненефтегазовые доходы упали на 0,7% ВВП. Одновременно с этим РФ не отказывалась от увеличения расходов, в результате чего баланс бюджета за год изменился с профицита в 4,1% ВВП в 2008 году до дефицита в 5,9% в 2009 году. Данное изменение удалось выдержать за счет Резервного фонда и низкого госдолга. Исходя из всего происшедшего, считает Кудрин, Россия должна сделать вывод, сможет ли она «в следующий раз выдержать такие перепады и шоки».

Комментируя показатели, озвученные ФНС, ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев считает, что ситуация с собираемостью налогов в 2011 году может ухудшиться. «Повышение нагрузки на фонды оплаты труда из-за увеличения ставок взносов во внебюджетные фонды на 8 пунктов приведет к массовому выводу зарплат в тень и падению сборов налогов на доходы физических лиц, – предупреждает Ширяев. – Полностью платить по повысившимся с 2011 года ставкам смогут только высокорентабельные компании ТЭКа, но поступлений от них может и не хватить для наполнения доходной части бюджета, особенно если цены на нефть и газ будут ниже прогнозных. Кроме того, не менее важен объем и эффективность бюджетных расходов, а с последним фактором, учитывая многочисленные масштабные проекты и неэффективные госзакупки, тоже не все хорошо».

В свою очередь, эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев полагает, что налоговое администрирование действительно улучшается, но для решения проблемы дефицита бюджета этого пока явно недостаточно. «По итогам 2010 года мы собрали намного больше налогов, чем в 2009 году, но все равно не догнали 2008 год, – отмечает он. – России требуется улучшать не только администрирование налогов, но и повышать эффективность бюджетных расходов. Ликвидация коррупционных схем при госзакупках, контроль расходования средств на крупные инфраструктурные проекты – все эти меры помогли бы сэкономить значительный объем бюджетных средств». Но как правительство собирается решать проблему дефицита бюджета – пока непонятно. Для обеспечения высоких темпов роста ВВП необходимо сохранять высокий уровень госрасходов, что не позволяет в перспективе выйти на бездефицитный бюджет. Повышение налогов на бизнес лишит его источников развития. Когда одной из главных задач является улучшение инвестиционного климата и кратное увеличение прямых инвестиций в российскую экономику, идти на увеличение налоговой нагрузки на бизнес нельзя, отмечает Клюев.

«Бюджетные расходы увеличиваются, казна не пополняется докризисными темпами, а расход госсредств в разы выше, чем раньше, – уточняет директор департамента частного и корпоративного кредитования компании Penny Lane Realty Роман Строилов. – Если правительством не будут приняты крайние меры, то не за горами и крах Пенсионного фонда. Массовое адресное финансирование, увеличение расходов на силовиков и военных, Олимпиаду-2014 и чемпионат мира по футболу, «Сколково» и другие инвестпроекты ухудшают положение значительной части населения и экономики в целом».

Разместить:
Николай
23 февраля 2011 г. в 19:42

Молодец Кудрин! Чует, что жареным пахнет! Умные люди бизнес защищают, дают возможность развиваться бизнесу. А наши умники соревнуются только в том как бы его уничтожить это так называемый в России бизнес.

Belnelru
23 февраля 2011 г. в 23:31

Молодец Кудрин!-его ведению бизнеса можно позавидовать тут 

http://www.belnel.ru

Пенсионерка
24 февраля 2011 г. в 16:45

А вы стабфонд переведите в рубли,в золото,зачем нам доллары и евро. Когда ст.75 Конституции РФ будут исполнять наши чинуши.

Наша валюта рубль вот и пусть укрепляют,но не выгодно это нашим экпортерам (нефти и газа другого мы ничего не экспортируем не доросли,вернее чиновники не дают дорасти,умом не вышли), а нам до экпортеров дела нет,мы не получаем ренту с природных ресурсов,мы не в ОАЭ. Хватит держать деньги в "Банк офф Америка", а то получается Росиия как недееспособная,ей нельзя доверить хранить свои деньги. Кудрин "самый лучший министр финансов", только с какой стороны?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Экономика
  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.

  • 06.08.2013  

    При наличии вины обоих участников ДТП страховое возмещение выплачивается в равных долях.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Экономика

Все законодательство по этой теме »