Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Принципы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе

Принципы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе

Белоруссия, Казахстан и Россия создали Таможенный союз. Таможенные территории этих государств теперь объединены в единую территорию, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Изменилось ли что-то в порядке взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг?

24.11.2010
«Российский налоговый курьер»
Автор: Борзаева П. В. Заместитель начальника Управления налогообложения, государственный советник РФ 3-го класса

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией еще 6 октября 2007 года. Россия ратифицировала указанный документ Федеральным законом от 27.10.2008 № 187-ФЗ. Порядок применения косвенных налогов (НДС и акцизов) во взаимной торговле между государствами — участниками Таможенного союза установлен в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение о налогах в Таможенном союзе). В соответствии с пунктом 1 решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)1 от 21.05.2010 № 36 (далее — решение № 36) данный документ вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Основные принципы

Экспорт товаров. В Соглашении о налогах в Таможенном союзе под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками, с территории одного государства — участника Таможенного союза на территорию другого государства — участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяется ставка НДС 0% и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Это указано в статье 2 Соглашения о налогах в Таможенном союзе.

Импорт товаров. При импорте товаров на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства — участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Косвенные налоги в Таможенном союзе не взимаются при импорте на территорию государства — участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством данного государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения о налогах в Таможенном союзе). Напомним, что до создания Таможенного союза аналогичное правило было предусмотрено в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг«2 (далее — Соглашение с Республикой Беларусь).

Обратите внимание: ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставок косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. То есть при ввозе товаров в Россию из Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС уплачивается по ставкам 10 или 18% (в зависимости от вида ввозимого товара), а акцизы — по ставкам, установленным статьей 193 НК РФ.

Особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (специальные, свободные) экономические зоны (далее — СЭЗ) устанавливаются международным договором, заключаемым между государствами — участниками Таможенного союза. В таком договоре должны быть урегулированы основные вопросы функционирования СЭЗ, определен порядок налогообложения товаров, ввозимых на территории СЭЗ, и установлена таможенная процедура свободной таможенной зоны. До настоящего момента указанный международный договор еще не принят.

При экспорте и импорте товаров во взаимной торговле между странами — участниками Таможенного союза косвенные налоги уплачиваются в соответствии с Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол по товарам). В России Протокол по товарам ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ и считается вступившим в силу с 1 июля 2010 года (п. 1 решения № 36).

Выполнение работ, оказание услуг. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе установлен в Протоколе от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Протокол по работам и услугам). Этот документ в РФ ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 94-ФЗ и применяется также с 1 июля 2010 года (п. 1 решения № 36).

Основной принцип, заложенный в Протоколе по работам и услугам, заключается в том, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — участнике Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ или услуг. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ и услуг.

Кроме того, в Протоколе по работам и услугам установлены особенности налогообложения таких видов работ, как работы по переработке давальческого сырья, ввезенного, например, на территорию России с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства. Указанные работы облагаются НДС в соответствии с нормами статьи 1 Протокола по товарам, то есть как при экспорте товаров. Налоговая база по НДС при этом исчисляется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья.

Справка

Термины, используемые в Соглашении о налогах в Таможенном союзе

Основные понятия, применяемые в Соглашении о налогах в Таможенном союзе, приведены в статье 1 этого соглашения:

  • товар — любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии, реализуемые или предназначенные для реализации;
  • работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
  • услуга — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных прав;
  • экспорт товаров — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника Таможенного союза на территорию другого государства — участника Таможенного союза;
  • импорт товаров — ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства — участника Таможенного союза;
  • налогоплательщики (плательщики) — налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств — участников Таможенного союза

Обмен информацией между налоговыми органами. Исходя из взаимной заинтересованности в усилении контроля за импортом и экспортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств — участников Таможенного союза, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Казахстан и Минфин России 11 декабря 2009 года подписали отдельный документ — Протокол «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Обмен информацией осуществляется на русском языке в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации, обеспечивающих безопасность информационного обмена. Требования к составу и структуре информации приведены в приложении к названному протоколу.

Что изменилось

Итак, во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории государств — членов Таможенного союза, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

Сделки с контрагентами из республики Беларусь

Изначально торговые отношения между хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и России складывались при отсутствии таможенного оформления товаров. А применение косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг между российскими и белорусскими контрагентами регулировалось нормами Соглашения с Республикой Беларусь.

В целом в положениях Соглашения с Республикой Беларусь и Соглашения о налогах в Таможенном союзе, касающихся порядка взимания косвенных налогов, существенных различий нет. Ведь Соглашение с Республикой Беларусь хорошо зарекомендовало себя и у налогоплательщиков, и у налоговых органов и поэтому послужило основой для разработки трехстороннего Соглашения о налогах в Таможенном союзе. Вместе с тем появился ряд новых особенностей.

Экспорт и импорт товаров. Во-первых, ставка НДС 0% теперь применяется не только при экспорте (вывозе) товаров, но также и в отношении договоров товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей). Кроме того, ставка НДС 0% используется в случае экспорта товаров, освобождаемых от уплаты НДС при их ввозе согласно законодательству страны-импортера. До создания Таможенного союза государство, в котором зарегистрирован экспортер, нулевую ставку по НДС не предоставляло.

Во-вторых, на сбор и представление документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС 0% и (или) освобождения от уплаты акцизов, отводится не 90, а 180 дней. Основание — пункт 3 статьи 1 Протокола по товарам.

Кроме того, в последнем абзаце пункта 2 статьи 1 Протокола по товарам указано, что экспортеры вправе не представлять в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией по акцизам документы, подтверждающие факт экспорта, если эти документы были поданы ранее вместе с декларацией по НДС. Однако в главе 22 НК РФ такая возможность не закреплена. Следовательно, указанная норма Протокола по товарам в отношении российских экспортеров не применяется.

Если законодательством государства, на территории которого зарегистрирован экспортер, допускается прекращение обязательств по договорам в неденежной форме, расчеты по внешнеторговым договорам теперь могут осуществляться и в неденежной форме. Это следует из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола по товарам. Проведение расчетов в неденежной форме на возможность применения экспортером ставки НДС 0% не влияет.

В-третьих, установлен порядок предоставления ставки НДС 0% при ввозе и вывозе товаров по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. При импорте товаров по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на них к лизингополучателю, НДС уплачивается за тот налоговый период, на который приходится дата оплаты части стоимости предметов лизинга, предусмотренная договором (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Напомним, что Соглашением с Республикой Беларусь этот вопрос вообще не был урегулирован.

Еще одно изменение заключается в порядке определения налоговой базы по НДС при импорте товаров. Теперь НДС взимается со стоимости ввезенных товаров (цены, указанной в договоре) без учета транспортных и других дополнительных расходов. Ранее налоговая база по НДС определялась как стоимость приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. Если импортированный товар является подакцизным, налоговая база по НДС складывается из стоимости этого товара и суммы акциза, подлежащего уплате (п. 2 ст. 2 Протокола по товарам). Правила исчисления налоговой базы по акцизам не изменились3.

Выполнение работ, оказание услуг. До создания Таможенного союза к взаимоотношениям российских и белорусских контрагентов по выполнению работ и оказанию услуг применялись положения Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг». Согласно Протоколу по работам и услугам критерии, используемые при определении места реализации работ и услуг для целей исчисления НДС, не изменились.

Работы и услуги, имеющие непосредственное отношение к движимому и недвижимому имуществу, облагаются НДС по месту нахождения такого имущества. Остальные работы и услуги в большинстве случаев подлежат налогообложению по месту регистрации продавца (исполнителя). Исключение из этого правила, то есть обложение НДС по месту регистрации покупателя (заказчика), предусмотрено в отношении (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по работам и услугам):

  • аудиторских, бухгалтерских, консультационных и юридических услуг;
  • маркетинговых, рекламных, дизайнерских и инжиниринговых услуг;
  • услуг по обработке информации;
  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;
  • услуг по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (приобретателя) этих услуг.

Обратите внимание: изменился порядок определения места реализации работ и услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Теперь местом их реализации тоже признается место нахождения покупателя (заказчика), а не подрядчика (исполнителя).

Кроме того, в Протоколе по работам и услугам не содержится положения, согласно которому реализация работ и услуг по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств, ввезенных с территории одного государства на территорию другого государства исключительно для ремонта с последующим вывозом отремонтированных транспортных средств, облагается НДС по ставке 0%.

В Протоколе по работам и услугам теперь регламентирован порядок налогообложения внешнеторговых сделок аренды (лизинга) движимого имущества. Местом реализации услуг по передаче движимого имущества в аренду (лизинг) признается государство, в котором находится арендатор (лизингополучатель). Исключением из данного правила являются сделки по аренде (лизингу) транспортных средств. При совершении таких сделок налог на добавленную стоимость уплачивается по месту нахождения арендодателя (лизингодателя) транспортного средства. Основание — подпункты 2, 4 и 5 пункта 1 статьи 3 Протокола по работам и услугам.

Другие новшества. Серьезные изменения также затронули вопросы администрирования косвенных налогов, представления налогоплательщиками подтверждающих документов. Назовем основные из них:

  • регламентирован порядок уплаты косвенных налогов и предоставления нулевой ставки в случаях, когда во внешнеторговой сделке участвует три и более лиц, в том числе лиц из государств, не являющихся членами Таможенного союза;
  • предусмотрено представление налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов4 на бумажном носителе в четырех экземплярах (ранее указанное заявление представлялось в трех экземплярах);
  • введено понятие информационного сообщения, которое необходимо представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам5 в случае, если товар реализуется с участием трех и более лиц. Ранее подобное сообщение не представлялось, так как участниками внешнеторговых операций были налогоплательщики только двух государств — Республики Беларусь и России;
  • разрешено в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам зачитывать излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов и сборов, подлежащие возврату (зачету) налогоплательщику, в том числе в связи с применением ставки НДС 0%;
  • установлен порядок уплаты (возврата) косвенных налогов и представления налоговых деклараций в случае возврата товаров ненадлежащего качества и (или) комплектации, ввезенных на территорию государства — участника Таможенного союза. Причина возврата товара должна быть подтверждена сторонами договора (контракта);
  • закреплена норма, предусматривающая взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), таможенными органами, если это предусмотрено законодательством государства — участника Таможенного союза.

Переходные положения. Уже отмечалось, что начиная с 1 июля 2010 года Соглашение с Республикой Беларусь и протоколы к нему действуют только в той части, в которой положения этих документов совместимы с нормами Соглашения о налогах в Таможенном союзе (п. 2 решения № 36).

Таким образом, нормы Соглашения с Республикой Беларусь применяются в отношении товаров, отгруженных до 1 июля 2010 года с территории России на территорию Республики Беларусь, а также в отношении ввезенных с территории Республики Беларусь на территорию РФ товаров, принятых на учет до 1 июля 2010 года. Данная позиция согласована с Минфином России и приведена в информационном сообщении, размещенном на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Сделки с контрагентами из республики Казахстан

До создания Таможенного союза основные правила уплаты косвенных налогов во взаимной торговле между Россией и Республикой Казахстан были установлены в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле»6. Порядок применения косвенных налогов при экспорте и импорте, закрепленный в данном соглашении, в целом не отличается от порядка налогообложения, действующего при осуществлении аналогичных операций со странами дальнего зарубежья.

Другими словами, при вывозе товаров с территории России на территорию Республики Казахстан и при ввозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации товары помещались под таможенные режимы в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Следовательно, при экспорте таких товаров ставка НДС 0% и (или) освобождение от уплаты акцизов применялись на основании норм глав 21 и 22 НК РФ. При ввозе товаров с таможенной территории Республики Казахстан на таможенную территорию Российской Федерации НДС и акцизы подлежали уплате таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Начиная с 1 июля 2010 года взимание косвенных налогов во взаимной торговле между российскими и казахскими налогоплательщиками осуществляется в соответствии с Соглашением о налогах в Таможенном союзе. Таким образом, теперь при работе с контрагентами из Республики Казахстан применяются те же принципы налогообложения и уплаты косвенных налогов, которые действуют во взаимной торговле с партнерами из Республики Беларусь.

Чтобы понять, что изменилось с 1 июля 2010 года в порядке взимания косвенных налогов при ввозе товаров на территорию России из Республики Казахстан, сравним особенности налогообложения на примере сделок по импорту товаров из Республики Казахстан и из страны дальнего зарубежья, например из Финляндии. По указанным сделкам НДС и акцизы (по немаркируемым подакцизным товарам) уплачиваются в Российской Федерации. Разница состоит лишь в следующем:

  • администратором налоговых платежей (то есть лицом, контролирующим полноту и своевременность уплаты) при ввозе товаров из Финляндии является Федеральная таможенная служба (российская таможня), а при ввозе из Республики Казахстан — налоговые органы РФ;
  • при ввозе товаров из Финляндии косвенные налоги (НДС по ставке 10 или 18% и акцизы) должны быть уплачены до того, как товары фактически пересекут российско-финскую границу. В случае с импортом товаров из Республики Казахстан косвенные налоги подлежат уплате лишь после того, как товар будет доставлен на территорию РФ и российский импортер примет его на учет (п. 7 ст. 2 Протокола по товарам);
  • таможенные органы имеют возможность и фактически контролируют ввоз на территорию России товаров из Финляндии в режиме oнлайн (на этапе фактического пересечения границы), налоговые органы (в случае ввоза товаров из Республики Казахстан) осуществляют контроль постфактум и лишь на основании представленных документов.

Указанные различия, естественно, повлекут необходимость усиления внимания со стороны налоговых органов к поставкам из Республики Казахстан. Вместе с тем во взаимной торговле с Республикой Беларусь аналогичный порядок контроля и взимания косвенных налогов действует уже с 2005 года, и за это время он не вызвал существенных нареканий со стороны налоговых органов.

Переходный период

Некоторые вопросы взимания и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе в переходный период разъяснены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 293.

Если по товарам, ввезенным с территории государств — участников Таможенного союза, таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с таможенным законодательством этих государств не были завершены по состоянию на 1 июля 2010 года, взимание косвенных налогов по таким товарам осуществляется таможенными органами соответствующего государства — участника Таможенного союза.

Другая ситуация — товары отгружены после 1 июля 2010 года, однако их предварительное декларирование таможенному органу государства-импортера было произведено до этой даты. Кроме того, до 1 июля 2010 года декларант уплатил косвенные налоги по данным товарам. Чтобы подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0% и (или) освобождения от уплаты акцизов, экспортер таких товаров должен включить в пакет документов, представляемых в налоговый орган, копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов он представлять не обязан.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все статьи по этой теме »

Акцизы
Все статьи по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины
Все статьи по этой теме »

НДС
  • 06.12.2016   Налогоплательщик, заключающий сделки по приобретению товара (выполнению работ, оказание услуг) несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые последствия, связанные с возможностью отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы по налогу на прибыль и налоговые вычеты, только в отношении добросовестных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляющих реальную экономическую деятельно
  • 06.12.2016   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Акцизы
  • 17.08.2016   Налоговый орган правомерно начислил обществу пени за период с 25 числа месяца следующего за периодом реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в мае и июне 2014 года по дату представления документов подтверждающих освобождение от уплаты акциза за эти периоды, представленных с декларациями за ноябрь и декабрь 2014 года, в связи с нарушением 6-месячного срока представления документов с даты представления в налоговый орган банковских гарантий установле
  • 26.04.2016   О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  • 09.10.2015  

    Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.


Вся судебная практика по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины
  • 26.10.2015  

    То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказ

  • 26.11.2014  

    Общество при подаче спорных ПГТД в соответствии с требованиями ст. 214 Федерального закона № 311-ФЗ применило курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующей на день регистрации полной декларации, тем самым выполнив свои обязательства по уплате в полном объеме вывозных таможенных пошлин одновременно с подачей полной декларации на товары. При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что Таможня, применила недействующие

  • 16.07.2014  

    Как правильно установлено судами, трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате обществом соблюден, что соответствует обстоятельствам дела, и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, является правильным вывод судов о доказанности обществом факта излишней уплаты платежей и наличия у него права на возврат этих платежей, что таможенным органом не опровергнуто. При этом довод таможенного орган о том, что обществом не были приложены документы,


Вся судебная практика по этой теме »

НДС
Все законодательство по этой теме »

Акцизы
Все законодательство по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины

Все законодательство по этой теме »