Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 21.11.2022 г. № 03-07-07/113412

Письмо Минфина России от 21.11.2022 г. № 03-07-07/113412

Вопрос: АО-1 привлечено в качестве соисполнителя по государственному контракту от 21.10.2016 (далее - государственный контракт) на выполнение опытно-конструкторской работы (далее - ОКР), заключенному между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и АО-2 (головной исполнитель).

АО-1 в рамках ОКР на основании выданного технического задания выполняются работы по доработке конструкторской документации комплекса на основании заключенного между АО-1 и АО-2 во исполнение государственного контракта договора (далее - Договор о доработке).

АО-1, в свою очередь, для выполнения работ по договору о доработке во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР в качестве исполнителя составной части таких работ (доработки документаций на изделия, являющиеся составными частями комплекса АО-1) привлечено ФГУП, для чего заключены соответствующие договоры от 20.05.2022.

Работы в рамках указанных государственного контракта и договоров НДС не облагаются в соответствии с пп. 16, 16.1 п. 3 ст. 149 гл. 21 Налогового кодекса РФ, о чем государственным заказчиком - Минобороны России направлено уведомление от 02.02.2017, подтверждающее освобождение от налогообложения НДС работ, выполняемых в рамках государственного контракта как опытно-конструкторских, и финансирование АО-2 (головного исполнителя) и его соисполнителей (то есть всех третьих лиц, привлекаемых к выполнению работ по государственному контракту) за счет ассигнований сметы Минобороны России, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации.

Одновременно во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР заключается договор об изготовлении и поставке первого образца комплекса по дорабатываемой КД согласно техническому заданию между соисполнителями АО-2 - АО-1 и ПАО (завод-строитель) (далее - договор об изготовлении).

При этом, в свою очередь, между АО-1 и ФГУП ведется работа по заключению договора об изготовлении и поставке в адрес АО-1 головных образцов изделий (составных частей комплекса, изготавливаемого АО-1), которые будут впервые поставляться по дорабатываемой документации во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР, и проведению их типовых испытаний.

Согласно положениям пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Исходя из содержания п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса РФ понятие "опытно-конструкторские работы" охватывает процесс изготовления образца нового изделия. Для изготовления изделия могут потребоваться самые различные работы, которые являются составной и неотъемлемой частью опытно-конструкторских работ, без которых не будет опытного образца, и такие работы могут быть поручены соисполнителям.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 опытно-конструкторская работа (ОКР) - комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика), а составная часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) - часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР или тактико-техническому заданию заказчика с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (составной части изделия ВТ).

Таким образом, выполнение отдельного этапа (элемента) таких работ в ГК РФ и действующих нормативно-технических документах Российской Федерации рассматривается как опытно-конструкторские работы.

Письмом ФНС России от 18.11.2016 N СД-4-3/21926@ (вх. ФАС России 171081-М/16 от 18.11.2016) разъяснено, что, если оплата работ, являющихся по сути своей опытно-конструкторскими, осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, освобождение от НДС применяется как исполнителями, так и соисполнителями этих работ, при этом соисполнителями могут выполняться как НИОКР, так и другие работы, которые являются составной и неотъемлемой частью НИОКР (их отдельным элементом) в рамках основного договора исполнителя.

Таким образом, если поставка комплектующих изделий, проведение любых работ в рамках выполнения НИОКР предусмотрены основным договором (государственным контрактом на ОКР, ТТЗ на ОКР), то и поставка комплектующих изделий, и выполнение работ освобождаются от НДС (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2017 по делу N А40-98180/17-94-934).

Ввиду того что вышеуказанные работы по изготовлению, поставке и проведению типовых испытаний головного образца комплекса и его составных частей (изделий) выполняются по техническим заданиям в рамках ОКР по государственному контракту, финансируемому за счет средств федерального бюджета (уведомление Минобороны России от 02.02.2017), ФГУП указано в ведомости проектанта и головного исполнителя по ОКР в рамках государственного контракта, то есть по сути является соисполнителем головного исполнителя ОКР, по мнению АО-1, такие работы (изготовление, поставка, проведение типовых испытаний) также не подлежат налогообложению НДС.

Аналогичной позиции об освобождении от уплаты НДС работ по изготовлению и поставке головных образцов комплекса и его составных частей (изделий) придерживаются головной исполнитель и завод-строитель (письма АО-2 от 30.07.2020 и ПАО от 02.07.2020).

АО-1 в адрес ФГУП направлен запрос от 22.07.2022 о предоставлении расчетно-калькуляционных материалов, обозначающих цену изготовления и поставки изделий с учетом освобождения операций по их реализации от НДС.

Вместе с тем ФГУП полагает, что, несмотря на уведомление государственного заказчика, поставка изделий не подпадает под действие ст. 149 НК РФ и подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, в связи с тем что заключаемый договор является договором об изготовлении, поставке изделий и проведении типовых испытаний, что препятствует квалификации работы по изготовлению и поставке изделий в качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или иных работ, поименованных в пп. 16, 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (письмо ФГУП от 17.08.2022).

Такая неопределенность влечет как риск непринятия государственным заказчиком в последующем затрат, понесенных при изготовлении и поставке комплекса и изделий (составных частей комплекса), ввиду особенностей ценообразования по государственному контракту, так и негативные налоговые последствия в виде привлечения к налоговой ответственности.

Учитывая изложенное, предлагается дать разъяснения по вопросу освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации продукции, изготавливаемой по техническим заданиям, в рамках государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы, финансируемого из средств федерального бюджета.

11.01.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21.11.2022 г. № 03-07-07/113412

 

В связи с указанным обращением по вопросу применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации продукции, изготавливаемой по техническим заданиям, в рамках государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ, финансируемого из средств федерального бюджета, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор на выполнение опытно-конструкторских работ может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

Также согласно пункту 2 статьи 770 Гражданского кодекса при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.

Статьей 149 Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, не установлен.

Вместе с тем основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, могут являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.

Таким образом, выполняемые соисполнителями опытно-конструкторские работы (часть работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

При этом освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации вышепоименованных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется организациями вне зависимости от их статуса.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

21.11.2022

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС   Бюджет  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 09.10.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штрафы, указав на искажение обществом сведений о фактах хозяйственной жизни по сделкам с контрагентами, у которых отсутствовали материальные и трудовые ресурсы, организации созданы незадолго до периода спорных правоотношений и действовали непродолжительное время.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически спорные работы контраг

  • 09.10.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС и пени, указав на умышленное искажение обществом фактов хозяйственной жизни с целью неправомерного включения в состав налоговых вычетов сумм НДС по сделкам в отсутствие их реальности.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом и его контрагентами в период проведения налоговой проверки не представлены первичные документы, подтверждающие исполнение спорных

  • 09.10.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф, указав на получение предприятием налоговой экономии, выразившейся в необоснованно заявленных вычетах по НДС по взаимоотношениям в рамках договоров перевозки с контрагентом, у которого отсутствуют основные и транспортные средства, производственные активы, квалифицированный персонал.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку транспортные услуги предп


Вся судебная практика по этой теме »

Бюджет
  • 06.02.2023  

    О признании незаконными действий управления Федерального казначейства по субъекту РФ по возврату исполнительного листа и возложении обязанности принять к исполнению данный исполнительный лист.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку ошибочное указание в резолютивной части решения на взыскание с администрации задолженности за счет средств казны муниципального образования не является препятствием для его

  • 23.01.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (МУП) налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что он неправомерно учел в составе расходов амортизационные начисления в отношении имущества, переданного ему в хозяйственное ведение (в отношении водопроводных и канализационных сетей).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что право на амортизацию имущества у налогоплательщика отсутств

  • 23.11.2022  

    Министерство установило факт нецелевого использования учреждением бюджетных средств (вместо осуществления за счет средств субсидии расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, учреждение направило эти средства на погашение кредиторской задолженности), и предписанием вменило учреждению в обязанность перечислить денежные средства в


Вся судебная практика по этой теме »