Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дефицит бюджета РФ может вырасти до 4,4 трлн рублей: чем это грозит экономике

Дефицит бюджета РФ может вырасти до 4,4 трлн рублей: чем это грозит экономике

Совокупный дефицит бюджетов России может превысить 4,4 трлн рублей — это в три раза выше плана. Причины — крепкий рубль, рост расходов и падение экспорта. Эксперты предупреждают: дефицит увеличит госдолг, нагрузку на регионы и может затормозить экономику.

11.06.2025

По прогнозу аналитиков, совокупный дефицит всех уровней бюджета РФ в 2025 году может составить 4,4 трлн рублей, что соответствует 2% ВВП. Это в три раза выше первоначального плана Минфина, который закладывал дефицит в 1,2 трлн рублей. Причина в том, что доходы снизятся, а расходы — вырастут.

Согласно обновлённому финансовому плану, доходы федерального бюджета сократятся на 5% и составят 38,5 трлн рублей, тогда как расходы вырастут на 2%, достигнув 42,3 трлн рублей. Таким образом, федеральный дефицит составит 3,8 трлн рублей, а с учётом регионов — 4,4 трлн.

Основные причины роста недостачи

Эксперты называют сразу несколько факторов, влияющих на увеличение дефицита:

  • Падение мировых цен на нефть и сокращение экспорта;

  • Крепкий рубль, который снижает рублёвую выручку экспортеров;

  • Рост расходов на оборону, социальные обязательства и инфляцию;

  • Замедление экономического роста, из-за чего снижаются налоговые поступления.

По словам экономиста Андрея Бархоты, сложилась парадоксальная ситуация: крепкий рубль сдерживает инфляцию, но одновременно увеличивает дефицит, поскольку снижает бюджетные доходы. А высокие расходы государства в таких условиях только усиливают давление на экономику.

Что будет с регионами

Рост федерального дефицита напрямую влияет и на регионы. При возможном сокращении трансфертов из центра бюджеты субъектов РФ могут столкнуться с нехваткой средств на социальную сферу, образование и здравоохранение. Также растут обязательные расходы из-за инфляции.

Почему прогнозы не сбываются

Начиная с 2022 года, фактический дефицит бюджета регулярно превышает прогнозы Минфина. Например, в 2022 году вместо ожидаемого профицита в 1,3 трлн руб. дефицит составил 3,4 трлн; в 2023 — 3,2 трлн при прогнозе минус 2,9 трлн; в 2024 — 3,5 трлн против плана 2,1 трлн.

Эксперты объясняют это осторожным планированием Минфина, внеплановыми антикризисными расходами и волатильностью нефтегазовых доходов. Кроме того, санкции, ограничения на экспорт и высокая ставка ЦБ также вносят вклад в ухудшение ситуации.

Последствия: от госдолга до отмены проектов

С ростом дефицита увеличивается и государственный долг, а значит, возрастают расходы на его обслуживание. При высокой ключевой ставке это особенно ощутимо. Эксперты считают, что возможны:

  • Сокращение дотаций регионам;

  • Приостановка инфраструктурных проектов;

  • Угасание доверия инвесторов и бизнеса к бюджетной политике;

  • Истощение резервов, в том числе средств ФНБ.

Всё ли так критично?

Несмотря на тревожные сигналы, некоторые аналитики считают ситуацию управляемой. Уровень дефицита в 2% ВВП укладывается в допустимые нормы. Во многих странах допускается дефицит до 3% ВВП.

Экономист Лазарь Бадалов отмечает, что дефицит сам по себе не вреден, если направлен на инвестиции и поддержку спроса. В этом случае он может даже стимулировать рост ВВП.

Вывод

Финансовая ситуация в 2025 году остаётся напряжённой: высокие расходы, снижение доходов и крепкий рубль формируют рекордный дефицит. Для бизнеса и регионов это означает возможное сокращение поддержки, а для экономики в целом — рост долговой нагрузки. Однако при грамотной фискальной политике риски можно смягчить — вопрос в том, пойдут ли власти этим путём.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Бюджет