Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.08.2022 г. № 03-07-11/78471
Письмо Минфина России от 11.08.2022 г. № 03-07-11/78471
Вопрос: 26 марта 2022 г. принят Федеральный закон N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который вступает в силу с 1 июля 2022 г. Законом введена ставка 0% по НДС до 30.06.2027 в отношении предоставления мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Таким образом, произошла отмена НДС для других сегментов туристического рынка, однако тур, который формирует оператор, все равно будет облагаться 20%-ным налогом.
В текущей ситуации получается, что 20% НДС облагается тур, сформированный туроператором, включающий авиаперевозку, отель или санаторий. Однако все входящие в тур услуги, реализуемые по отдельности, не подлежат обложению НДС. Таким образом, пакетные туры или оказываются дороже, чем приобретение их частей по отдельности, или же организации должны работать в убыток.
По экспертным оценкам, около 20% поездок по России совершается с помощью туроператоров.
29 мая 2022 г. Правительство поручило Ростуризму рассмотреть возможность ввести нулевой налог на добавленную стоимость (НДС) для туроператоров по аналогии с отельерами.
Возможно ли введение налоговой ставки 0% по НДС для туроператоров, что станет эффективной антикризисной мерой, позитивно отразится на ценообразовании турпродуктов, сделав их доступными большему количеству российских граждан?
31.10.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11.08.2022 г. № 03-07-11/78471
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением об установлении нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для туроператоров, реализующих туристские продукты в Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
На основании норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, имеют право на возмещение сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для данных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В случае установления налоговой ставки НДС в размере 0 процентов для туроператоров, реализующих туристские продукты на территории Российской Федерации, туроператоры будут освобождены от уплаты НДС не только при реализации комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, но и при реализации иных услуг, включенных в цену указанного договора, а также получат право на возмещение НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств.
В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу по существу будет являться субсидированием туроператоров, осуществляющих реализацию туристского продукта, из федерального бюджета на сумму НДС.
Кроме того, принятие предложения об установлении ставки НДС в размере 0 процентов для туроператоров, реализующих туристские продукты на территории Российской Федерации, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов турагентами, осуществляющими деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, что в конечном итоге приведет к увеличению потерь доходов федерального бюджета и, соответственно, ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики.
Следует также отметить, что, как показывает практика применения НДС в Российской Федерации, отмена НДС на отдельные товары (работы, услуги) не гарантирует соответствующего снижения цен на эти товары (работы, услуги), поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. Поэтому установление ставки НДС в размере 0 процентов для туроператоров, реализующих туристские продукты на территории Российской Федерации, не гарантирует снижение цен на туристские продукты и, соответственно, повышение их ценовой конкурентоспособности.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.08.2022



