Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 23.03.2016 г. № 56-2-18/589

Письмо Минфина России от 23.03.2016 г. № 56-2-18/589

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с переходом некредитных финансовых организаций на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

18.10.2018Российский налоговый портал

Ответ:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23.03.2016 г. № 56-2-18/589

 

Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности (далее - Главное управление) в ответ на письмо от 17.02.2016, содержащее ряд вопросов, касающихся перехода некредитных финансовых организаций (далее - НФО) на единый план счетов (далее - ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (далее - ОСБУ), сообщает следующее.

1. Членами экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации на заседании, состоявшемся 21.05.2015, одобрены дорожные карты по переходу на ЕПС и ОСБУ, содержащие основные мероприятия и сроки их реализации, в том числе по вопросам автоматизации процесса ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ.

Одобренные представителями микрофинансового рынка дорожные карты размещены на официальном сайте Банка России в рубрике "Микрофинансирование и финансовая доступность" подраздела "Надзор за участниками финансовых рынков" раздела "Финансовые рынки" (http://os.cbr.ru/finmarkets/default.aspx?Prtid=sv_micro&ch=ITM_3991#CheckedItem).

В целях оказания помощи субъектам микрофинансового рынка в процессе реализации дорожных карт по переходу на ЕПС и ОСБУ Главным управлением был разработан, опубликован и рекомендован к исполнению План перехода на ЕПС и ОСБУ для МФО, КПК, ЖНК (далее - план перехода на ЕПС и ОСБУ). Рекомендуемый перечень мероприятий, а также сроки исполнения мероприятий, содержащиеся в плане перехода на ЕПС и ОСБУ, основаны на минимально необходимом списке действий со стороны субъектов микрофинансового рынка, которые позволят осуществить эффективный переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ.

Таким образом, рекомендованные формы шаблонов планов перехода на ЕПС и ОСБУ могут быть изменены. Вместе с тем обращаем внимание, что мероприятия, запланированные Главным управлением для оказания помощи субъектам микрофинансового рынка в реализации планов перехода на ЕПС и ОСБУ, будут соответствовать срокам, указанным в шаблонах.

2. В целях осуществления контроля, направленного на качественную и своевременную подготовку участников микрофинансового рынка к переходу на ЕПС и ОСБУ, в настоящее время рекомендовано вместо отчета о реализации дорожных карт направлять в адрес Главного управления:

- саморегулируемым организациям (далее - СРО), ассоциациям и объединениям - ежеквартальные отчеты о реализации плана мероприятий для СРО, ассоциаций и иных объединений по переходу их членов (участников) - НФО на ЕПС и ОСБУ (далее - план перехода на ЕПС и ОСБУ для СРО) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- кредитным потребительским кооперативам (далее - КПК), контроль и надзор за деятельностью которых осуществляет Главное управление согласно Приказу Банка России от 11.12.2015 N ОД-3565 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России", - ежеквартальные отчеты о реализации плана перехода на ЕПС и ОСБУ не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма отчета об утвержденных планах перехода на ЕПС и ОСБУ для СРО, ассоциаций и иных объединений, упомянутая в письме от 17.02.2016, была рекомендована к представлению в Главное управление единожды и направлена на формирование понимания в том числе количества концептуальных расхождений и значительных несовпадений по срокам исполнения мероприятий. Данная информация позволила внести изменения во внутренние планы Главного управления, направленные на своевременное взаимодействие с участниками микрофинансового рынка по вопросам перехода на ЕПС и ОСБУ.

Формы отчета о реализации плана перехода на ЕПС и ОСБУ, а также отчета о реализации плана перехода на ЕПС и ОСБУ для СРО в настоящий момент разрабатываются и будут доведены до представителей рынка микрофинансирования дополнительно.

Порядок взаимодействия, меры воздействия на членов (участников) СРО, ассоциации и иные объединения определяют самостоятельно.

3. Вопрос о софинансировании разработки программного продукта, позволяющего неопределенному кругу некрупных НФО вести учет и составлять отчетность в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ, может быть принят Банком России к рассмотрению после проведения углубленного анализа следующей информации:

- о количестве некрупных НФО, нуждающихся в программном обеспечении, для которых самостоятельное приобретение и (или) доработка программного обеспечения являются чрезмерной финансовой нагрузкой;

- о возможности применения некрупными НФО программного продукта, позволяющего осуществлять ведение учета в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ, но без учета отраслевой специфики деятельности НФО;

- о компаниях, готовых разработать универсальный программный продукт, позволяющий вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ;

- о стоимости универсального программного продукта, позволяющего вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ.

Кроме того, в настоящее время Главное управление в рамках проведения рабочих встреч, заседаний рабочих подгрупп Рабочей группы по вопросам распространения принципов и подходов, применяемых в международных стандартах финансовой отчетности, при формировании статистической отчетности и отчетности в целях надзора некредитных финансовых организаций взаимодействует с представителями IT-вендоров по вопросам автоматизации процесса ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями ЕПС и ОСБУ.

4. В соответствии с проектом отраслевого стандарта "Учетная политика некредитных финансовых организаций" (далее - проект ОС), прошедшим этап публичных обсуждений и размещенным на официальном сайте Банка России (http://os.cbr.ru/analytics/?PrtId=pr), под учетной политикой НФО понимается свод определенных принципов, основ, соглашений, правил и практических подходов, применяемых при подготовке и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета НФО выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами, отраслевыми стандартами и Международными стандартами финансовой отчетности. В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается НФО исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, основываясь на понимании самостоятельного определения и выбора НФО способов ведения бухгалтерского учета исходя из норм права, действующих на территории Российской Федерации, в компетенцию Банка России не входит разработка "типовой" учетной политики для отдельных субъектов микрофинансового рынка.

Вместе с тем обращаем внимание, что указанный проект ОС содержит все необходимые требования к содержанию учетной политики, которые рекомендуется учесть НФО при ее разработке.

Кроме того, Главным управлением запланировано проведение встреч с отраслевыми рабочими группами по указанной тематике в апреле и июне 2016 года.

5. В целях содействия переходу НФО на ЕПС и ОСБУ Банком России организовано проведение бесплатного обучения специалистов НФО, а также представителей СРО, ассоциаций и иных объединений.

Обучение проводится в очной форме (семинар) и в форме вебинара.

В рамках организации обучения на официальном сайте Банка России открыта регистрация специалистов НФО, а также представителей СРО, ассоциаций и иных объединений. Регистрация реализована в форме Регистрационной анкеты на прохождение обучения новому порядку ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности (далее - Регистрационная анкета), которая размещена в подразделе "Обучение" раздела "Переход НФО на план счетов и ОСБУ" (http://os.cbr.ru/eps/?PrtId=education).

При регистрации на обучение следует руководствоваться инструкцией по заполнению регистрационной анкеты, размещенной в подразделе "Обучение".

В подразделе "Обучение" также размещен план-график обучения, отражающий период, форму проведения обучения и категорию слушателей. При выборе программы обучения в ходе регистрации специалистам НФО, а также представителям СРО, ассоциаций и иных объединений необходимо ориентироваться на Программу 7 для категории слушателей "Представители субъектов микрофинансирования" и выбирать ту форму обучения, которая была заявлена в списках на обучение, направленных в Главное управление, в том числе через территориальные учреждения Банка России (далее - ТУ Банка России), СРО, ассоциации и иные объединения.

Обращаем внимание, что принять участие в обучении сможет только специалист НФО, а также представитель СРО, ассоциации и иного объединения, самостоятельно зарегистрировавшийся на обучение на официальном сайте Банка России. При этом зарегистрироваться может только специалист НФО, а также представитель СРО, ассоциации и иного объединения, отраженный в списках на обучение, ранее направляемых в Главное управление или ТУ Банка России СРО, ассоциациями и иными объединениями (далее - списки на обучение).

В случае если ранее СРО, ассоциациями и иными объединениями не направлялся список на прохождение обучения в Главное управление или в ТУ Банка России, информацию о перечне сотрудников НФО, сотрудников СРО, ассоциации или иного объединения, которым необходимо пройти обучение по Программе 7: "Переход на новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета для НФО", следует предоставить в рабочем порядке по адресу электронной почты. Информация предоставляется по Форме заявки на участие в обучении N 2.

Обращаем внимание, что количество мест учащихся ограничено. В настоящий момент формируются резервные списки слушателей, которые смогут пройти обучение в случае освобождения мест иными категориями НФО, а также слушателями, отраженными в списках на обучение, но по любым причинам не зарегистрировавшимися на официальном сайте Банка России.

Формирование групп слушателей на обучение производится в хронологическом порядке: при полном формировании групп на более ранние даты регистрация на обучение в данные даты закрывается и открывается регистрация на последующие даты.

По вопросу подготовки методических пособий сообщаем следующее.

Главное управление планирует инициировать разработку методического пособия, разъясняющего аспекты применения ОСБУ. Данная инициатива станет возможной при накоплении ряда однотипных вопросов, обращений за разъяснениями, поступающих от участников микрофинансового рынка. Сбор и тематическая классификация ведутся в настоящий момент. Окончание данного процесса зависит от активности участников микрофинансового рынка, формирующих спрос на разъяснения в процессе изучения практических аспектов применения требований к ведению бухгалтерского учета, содержащихся в ОСБУ.

Напоминаем, что в целях оказания поддержки НФО при переходе на ЕПС и ОСБУ, в том числе при реализации планов перехода на ЕПС и ОСБУ, Главное управление проводит встречи отраслевых рабочих групп. На заседаниях даются разъяснения в отношении поступивших запросов, касающихся:

- применения ЕПС: формирования рабочего плана счетов и построения аналитического учета с применением лицевых счетов;

- применения ОСБУ: разъяснения новой методологии учета и составления отчетности;

- требований к программному обеспечению (далее - ПО): разъяснения необходимых минимальных требований к ПО;

- иных вопросов, возникающих в процессе реализации планов перехода на ЕПС и ОСБУ.

Основываясь на вышеизложенном, представляется целесообразным заметить, что необходимым условием эффективного перехода на ЕПС и ОСБУ является активная и конструктивная позиция НФО в осуществлении мероприятий, направленных на решение поставленных задач.

 

И.о. начальника Главного управления

А.М.МЕДВЕДЕВ

23.03.2016

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Бухгалтерская отчетность
  • 20.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, указывая на недостоверность сведений бухгалтерского учета общества.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности общества и его контрагентов, не дана оценка реальности операций между ними.

  • 14.02.2024  

    Налоговый орган предложил налогоплательщику уменьшить НДС, излишне заявленный к возмещению, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также отказал в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, сделав вывод о фиктивном характере сделок налогоплательщика с контрагентами с целью получения налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку под

  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 14.01.2024  

    Налоговый орган сделал вывод об отсутствии реальных хозяйственных отношений общества с указанными им контрагентами, об умышленном создании схемы формального документооборота с контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы, представленные обществом в обоснование правомерности применения вычетов, указывают на невозм

  • 22.11.2023  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, УСН, начислены пени в связи с тем, что налоговым органом установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждены наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальность хозяйственных операций с

  • 19.10.2022  

    Определением отказано в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Вновь открывшимися обстоятельствами по делу об обязании предоставить надлежащим образом заверенные счета-фактуры по договору купли-продажи электрической энергии (мощности), урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, истец считал письмо службы по тарифам, согласно которому ответчик после присвоения ему статуса гарантиру


Вся судебная практика по этой теме »