
Законодательство / Письма / Письмо Минтруда России от 13.10.2016 г. № 17-4/ООГ-1396
Письмо Минтруда России от 13.10.2016 г. № 17-4/ООГ-1396
Вопрос: Об уплате ИП-работодателем страховых взносов.
23.12.2016Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13.10.2016 г. № 17-4/ООГ-1396
Департамент развития социального страхования рассмотрел в рамках своей компетенции обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем - работодателем и сообщает следующее.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются лица:
производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели;
индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 упомянутой статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Исходя из положений Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат и иных вознаграждений (статья 7 Федерального закона N 212-ФЗ) по соответствующим тарифам в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ они обязаны также уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исходя из своего дохода.
В случае если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 месяцев), доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям - с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников, а также страховые взносы за себя исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период.
Заместитель директора Департамента
Л.А.КОТОВА
13.10.2016
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
Комментарии