
Письмо ФНС России от 11.02.2020 г. № АБ-3-19/975
Вопрос: О применении положений законодательства в части отмены региональных и местных налогов.
Письмо ФНС России от 11.02.2020 г. № БС-2-21/194@
Вопрос: О включении объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, в целях налога на имущество организаций, а также об оспаривании кадастровой стоимости.
Письмо ФНС России от 11.02.2020 г. № СД-4-3/2174@
Вопрос: Об НДС при приобретении прав на использование секретов производства (ноу-хау) этилена и полиэтилена на основании лицензионных соглашений с иностранными организациями.
Письмо ФНС России от 11.02.2020 г. № СД-4-3/2183@
Вопрос: Об НДС при ввозе в РФ из Республики Армения неисправного двигателя, снятого с машины в ходе гарантийного ремонта.
Письмо ФНС России от 12.02.2020 г. № БС-3-21/1041@
Вопрос: О предоставлении пенсионеру льгот по налогу на имущество физлиц и транспортному налогу в отношении квартиры и автомобиля.
Письмо ФНС России от 12.02.2020 г. № БС-3-21/1042@
Вопрос: Об исчислении налога на имущество физлиц в Новосибирской области, а также о мерах по снижению налоговой нагрузки при переходе к исчислению налога исходя из кадастровой стоимости.
Письмо ФНС России от 12.02.2020 г. № СД-4-3/2280@
Вопрос: О применении вычетов по НДС при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме.
Письмо Минфина России от 5.02.2019 г. № 03-05-04-03/6577
Вопрос: Об уплате госпошлины за внесение в ЕГРН изменений сведений о правообладателе.
Письмо Минфина России от 2.12.2019 г. № 03-04-07/93352
Вопрос: Об определении даты совершения сделки по приобретению ценных бумаг в целях налогообложения НДФЛ полученного по ней дохода в виде материальной выгоды.
Письмо ФНС России от 23.12.2019 г. № ЕД-4-15/26494
Вопрос: Об указании нескольких грузополучателей в рамках одного УПД в целях получения вычета по НДС.
Письмо ФНС России от 25.12.2019 г. № ГД-4-11/26742@
Вопрос: В соответствии с пп. 5 п. 6 проекта Порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и форм его проведения, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, разработанного Министерством Финансов Российской Федерации (далее - Порядок), одним из условий, при выявлении которых лицу присваивается категория высокого риска, является отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службой РФ (далее - ФНС России).
При этом принцип, который используется ФНС России для определения категории налогового риска с целью межведомственного обмена с Федеральной таможенной службой (далее - ФТС), законодательно не закреплен; нормы о порядке определения категории налогового риска отсутствуют в НК РФ или в других нормативных правовых актах, и, как следствие, такой Порядок не является понятным и прозрачным для организаций - участников рынка, что создает существенные риски для ведения бизнеса.
На данный момент налоговые органы используют следующие инструменты для оценки налоговых рисков:
1) проверку налогоплательщика с точки зрения Критериев, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В Приложении N 2 к Приказу ФНС 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Установленные Критерии позволяют налоговому органу эффективно планировать свою контрольную деятельность, а налогоплательщикам самостоятельно выявить и исправить допущенные при исчислении ошибки. Некоторые из этих Критериев имеют числовые показатели, которые ежегодно обновляются на основании информации ФНС России и Федеральной службы государственной статистики. В частности, к таковым относятся налоговая нагрузка и уровень рентабельности. Но объективность таких показателей, как основания категорирования лиц, совершающих таможенные операции, является спорной. Так, например, формальное превышение уровня риска по таким критериям, как уровень рентабельности или налоговой нагрузки, может быть обусловлено факторами сезонности, трудностями с привлечением оборотных средств, маркетинговой политикой, направленной на освоение нового рынка, и т.д. То есть формальное превышение уровня риска по какому-либо критерию не может служить достаточным и объективным основанием для присвоения организации высокого или среднего уровня налогового риска. Такие обстоятельства могут применяться лишь при принятии решения о необходимости более детального изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.
При этом данный инструмент не позволяет проводить категорирование по уровням налогового риска (высокий, средний, низкий);
2) проверку через программу "АСК НДС-2", которая в автоматическом режиме присваивает группу риска (высокая, средняя или низкая) налогоплательщикам - юридическим лицам, представившим декларации по НДС. Информация о присвоенных критериях риска отражается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе "АСК НДС-2".
При этом, как отмечено в Письме ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@, результаты оценки "СУР АСК НДС-2" используются:
- при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения полного комплекса мероприятий налогового контроля;
- при определении очередности и перечня мероприятий для отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС;
- при определении построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет "Дерево связей").
Данный инструмент анализирует только данные налоговых деклараций по НДС и поэтому не может дать комплексной оценки налогового риска налогоплательщика. К тому же информация о присвоенных категориях риска не публикуется в открытых источниках и предназначена для служебного пользования ФНС России;
3) проведение предпроверочного анализа (построение аналитических таблиц по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатов налоговых проверок).
Вопрос: О представлении уточненных расчетов по страховым взносам после лишения обособленных подразделений полномочий по начислению вознаграждений в пользу физлиц.
Письмо ФНС России от 26.12.2019 г. № ЕД-4-15/26827
Приведенные выше критерии/инструменты являются только ориентировочными данными, основанными на среднеотраслевых показателях. Основное их назначение - это использование в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, отнесение организаций к какой-либо категории налогового риска будет основываться на Критериях, не являющихся понятными, однозначно измеримыми и основанными на конкретных правовых нормах.
Также в нормативных правовых актах не определено, какие из указанных выше критериев (совокупность критериев или соответствие хотя бы одному из критериев) будут использоваться налоговыми органами как приоритетные с точки зрения отнесения лица к той или иной категории налогового риска для межведомственного обмена данными с ФТС.
Принимая во внимание то, что порядок категорирования налогоплательщиков по уровню налогового риска не определен законом, результаты категорирования не выражаются в виде какого-либо формализованного решения (документа) и не доводятся официально до сведения организаций, организации лишены возможности обжаловать такое решение либо своевременно предпринять меры для снижения обозначенных рисков.
В описанных обстоятельствах категорирование лиц, совершающих таможенные операции, по результатам категорирования ФНС России может привести к нарушению принципов справедливости, определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, а также негативно повлиять на свободу конкуренции и повлечь ухудшение положения значительной части организаций - участников рынка.
1. Какими нормативными правовыми актами будет руководствоваться ФНС России при категорировании организаций по уровню налогового риска? Планируется ли закрепление порядка категорирования организаций по уровню налогового риска каким-либо отдельным нормативным правовым актом?
2. Какие критерии/инструменты для оценки уровня налогового риска будут использоваться ФНС России для последующей передачи в ФТС для целей проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции в соответствии с Порядком?
3. Каким образом участник ВЭД может получить информацию о том, к какой категории налогового риска и исходя из каких критериев он отнесен, и реализовать свое право на обжалование такого решения?
Письмо ФНС России от 26.12.2019 г. № СД-4-3/26883
Вопрос: О применении НПД физлицами, ведущими деятельность по сдаче лома и отходов черных и (или) цветных металлов.
Письмо ФНС России от 30.12.2019 г. № ЕД-4-15/27125
Вопрос: О перечне документов, необходимых при заключении сделки в области грузоперевозок, в целях учета расходов и заявления вычетов.
Письмо Минфина России от 16.01.2020 г. № 03-04-09/1829
Вопрос: Об НДФЛ в отношении пенсий, выплачиваемых в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 г. № 03-04-05/3378
Вопрос: Об НДФЛ при продаже недвижимого имущества.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 г. № 03-04-05/3388
Вопрос: Об НДФЛ при продаже квартиры, если изменялись состав собственников и размер их долей.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 г. № 03-04-06/3369
Вопрос: Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ при покупке АО собственных акций, права по которым учитываются на счете номинального держателя.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 г. № 03-04-05/3276
Вопрос: О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ в сумме расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилого дома, квартиры, комнаты, доли (долей) в них.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 г. № 03-01-15/3371
Вопрос: О применении ККТ организацией при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги.