
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 25.12.2019 г. № ГД-4-11/26742@
Письмо ФНС России от 25.12.2019 г. № ГД-4-11/26742@
Вопрос: В соответствии с пп. 5 п. 6 проекта Порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и форм его проведения, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, разработанного Министерством Финансов Российской Федерации (далее - Порядок), одним из условий, при выявлении которых лицу присваивается категория высокого риска, является отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службой РФ (далее - ФНС России).
При этом принцип, который используется ФНС России для определения категории налогового риска с целью межведомственного обмена с Федеральной таможенной службой (далее - ФТС), законодательно не закреплен; нормы о порядке определения категории налогового риска отсутствуют в НК РФ или в других нормативных правовых актах, и, как следствие, такой Порядок не является понятным и прозрачным для организаций - участников рынка, что создает существенные риски для ведения бизнеса.
На данный момент налоговые органы используют следующие инструменты для оценки налоговых рисков:
1) проверку налогоплательщика с точки зрения Критериев, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В Приложении N 2 к Приказу ФНС 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Установленные Критерии позволяют налоговому органу эффективно планировать свою контрольную деятельность, а налогоплательщикам самостоятельно выявить и исправить допущенные при исчислении ошибки. Некоторые из этих Критериев имеют числовые показатели, которые ежегодно обновляются на основании информации ФНС России и Федеральной службы государственной статистики. В частности, к таковым относятся налоговая нагрузка и уровень рентабельности. Но объективность таких показателей, как основания категорирования лиц, совершающих таможенные операции, является спорной. Так, например, формальное превышение уровня риска по таким критериям, как уровень рентабельности или налоговой нагрузки, может быть обусловлено факторами сезонности, трудностями с привлечением оборотных средств, маркетинговой политикой, направленной на освоение нового рынка, и т.д. То есть формальное превышение уровня риска по какому-либо критерию не может служить достаточным и объективным основанием для присвоения организации высокого или среднего уровня налогового риска. Такие обстоятельства могут применяться лишь при принятии решения о необходимости более детального изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.
При этом данный инструмент не позволяет проводить категорирование по уровням налогового риска (высокий, средний, низкий);
2) проверку через программу "АСК НДС-2", которая в автоматическом режиме присваивает группу риска (высокая, средняя или низкая) налогоплательщикам - юридическим лицам, представившим декларации по НДС. Информация о присвоенных критериях риска отражается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе "АСК НДС-2".
При этом, как отмечено в Письме ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@, результаты оценки "СУР АСК НДС-2" используются:
- при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения полного комплекса мероприятий налогового контроля;
- при определении очередности и перечня мероприятий для отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС;
- при определении построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет "Дерево связей").
Данный инструмент анализирует только данные налоговых деклараций по НДС и поэтому не может дать комплексной оценки налогового риска налогоплательщика. К тому же информация о присвоенных категориях риска не публикуется в открытых источниках и предназначена для служебного пользования ФНС России;
3) проведение предпроверочного анализа (построение аналитических таблиц по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатов налоговых проверок).
Вопрос: О представлении уточненных расчетов по страховым взносам после лишения обособленных подразделений полномочий по начислению вознаграждений в пользу физлиц.
16.02.2020Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25.12.2019 г. № ГД-4-11/26742@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Акционерной компании (Публичного акционерного общества) от 14.11.2019 по вопросу представления уточненных расчетов по страховым взносам организацией, имеющей обособленные подразделения, и сообщает следующее.
Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса на плательщиков страховых взносов возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).
Принятие решения о наделении обособленного подразделения (далее - ОП) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.
В упомянутом в запросе письме ФНС России от 22.10.2019 N БС-4-11/21648@ (далее - письмо ФНС России) даны разъяснения и рекомендации по вопросу представления расчетов по страховым взносам (в том числе уточненных) головной организацией за ОП, не наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по месту нахождения организации.
В пункте 1 вышеуказанного письма ФНС России разъяснен порядок представления организацией уточненного расчета с "нулевыми" показателями в территориальный налоговый орган по месту нахождения ОП в случае, если ОП не было наделено соответствующими полномочиями, но расчеты представлялись в налоговый орган по месту нахождения данного ОП.
Порядок представления организацией уточненного расчета в случае лишения ОП полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, в том числе по причине закрытия ОП, наделенного такими полномочиями, за расчетные (отчетные) периоды, в которых ОП было наделено полномочиями, описан в пункте 2 письма ФНС России.
Исходя из запроса следует, что ОП Акционерной компании были наделены соответствующими полномочиями и до момента лишения полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц расчеты представлялись в территориальные налоговые органы по месту нахождения ОП.
Таким образом, в случае возникновения необходимости в представлении уточненных расчетов по страховым взносам за периоды, в которых ОП Акционерной компании были наделены соответствующими полномочиями, в соответствии с пунктом 2 письма ФНС России данные уточненные расчеты должны быть представлены головной организацией в налоговый орган по месту нахождения организации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК
25.12.2019
Комментарии