
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 26.12.2019 г. № ЕД-4-15/26827
Письмо ФНС России от 26.12.2019 г. № ЕД-4-15/26827
Приведенные выше критерии/инструменты являются только ориентировочными данными, основанными на среднеотраслевых показателях. Основное их назначение - это использование в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, отнесение организаций к какой-либо категории налогового риска будет основываться на Критериях, не являющихся понятными, однозначно измеримыми и основанными на конкретных правовых нормах.
Также в нормативных правовых актах не определено, какие из указанных выше критериев (совокупность критериев или соответствие хотя бы одному из критериев) будут использоваться налоговыми органами как приоритетные с точки зрения отнесения лица к той или иной категории налогового риска для межведомственного обмена данными с ФТС.
Принимая во внимание то, что порядок категорирования налогоплательщиков по уровню налогового риска не определен законом, результаты категорирования не выражаются в виде какого-либо формализованного решения (документа) и не доводятся официально до сведения организаций, организации лишены возможности обжаловать такое решение либо своевременно предпринять меры для снижения обозначенных рисков.
В описанных обстоятельствах категорирование лиц, совершающих таможенные операции, по результатам категорирования ФНС России может привести к нарушению принципов справедливости, определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования, а также негативно повлиять на свободу конкуренции и повлечь ухудшение положения значительной части организаций - участников рынка.
1. Какими нормативными правовыми актами будет руководствоваться ФНС России при категорировании организаций по уровню налогового риска? Планируется ли закрепление порядка категорирования организаций по уровню налогового риска каким-либо отдельным нормативным правовым актом?
2. Какие критерии/инструменты для оценки уровня налогового риска будут использоваться ФНС России для последующей передачи в ФТС для целей проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции в соответствии с Порядком?
3. Каким образом участник ВЭД может получить информацию о том, к какой категории налогового риска и исходя из каких критериев он отнесен, и реализовать свое право на обжалование такого решения?
16.02.2020Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26.12.2019 г. № ЕД-4-15/26827
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО от 30.10.2019 (далее - Обращение) по вопросу отнесения организаций к категории налогового риска с целью осуществления межведомственного обмена данными между ФНС России и ФТС России, сообщает следующее.
1. По вопросу 1 Обращения, касающемуся нормативных правовых актов, регламентирующих отнесение организаций по уровням налогового риска, необходимо отметить следующее.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Концепция) (далее - Приказ) утверждены 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии).
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Несоответствие деятельности налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.
Издание Критериев служит целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок - основной и наиболее эффективной формы налогового контроля. Налогоплательщик, соответствующий Критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Утвержденные Приказом числовые показатели отдельных Критериев, используемые для оценки рисков совершения налогового правонарушения, рассчитаны ФНС России на основании проведенного всестороннего анализа показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. При отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок принимаются во внимание и оцениваются все Критерии.
Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица, согласно законодательству о налогах и сборах, не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
2. По вопросу 2 Обращения о передаче в ФТС России сведений об уровне налогового риска сообщаем.
В соответствии со статьей 9 Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1 ФНС России на плановой основе представляет в ФТС России сведения о налогоплательщиках с высоким и низким уровнем налогового риска, осуществляющих внешнеэкономические операции.
3. По вопросу 3 Обращения о получении информации об участнике внешнеэкономической деятельности, к какой категории налогового риска и исходя из каких критериев он отнесен, и возможности обжалования такого решения сообщаем, что ФНС России не располагает сведениями о методике использования сведений о налоговых рисках при применении принципов субъективно-ориентированной модели системы управления рисками ФТС России и процессами распределения участников внешнеэкономической деятельности по категориям риска.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
26.12.2019
Комментарии