
29.08.2010
Письмо Минфина РФ от 17 августа 2010 г. N 03-01-15/7-182
Вопрос: О выдаче документа, предусмотренного п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 n 54-ФЗ, организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками ЕНВД при оказании услуг по фотографированию.
Письмо Минфина РФ от 18 августа 2010 г. N 03-01-15/7-183
Вопрос: Организация имеет ряд обособленных подразделений и планирует расширять розничную сеть на всей территории России. В каком порядке организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, должна зарегистрировать контрольно-кассовую технику?
20.08.2010
Письмо Минфина РФ от 9 августа 2010 г. N 03-01-15/6-179
Вопрос: Организация, являясь крупнейшей российской авиакомпанией, широко применяет технологию продаж электронных билетов (e-ticketing).Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 определены требования к форме электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 18.05.2010 N 117 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ).
Однако Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности только в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, установлено, что федеральные органы исполнительной власти могут утверждать формы бланков документов, используемых при оказании услуг населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Вправе ли организация не применять контрольно-кассовую технику при продаже электронных билетов физическим и юридическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) за наличный расчет или при расчетах с использованием платежных карт?
16.08.2010
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2010 г. N 03-01-15/6-170
Вопрос: Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 формирование бланков строгой отчетности может проводиться с использованием автоматизированной системы при обеспечении следующих требований: а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет; б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.В организации разработана собственная корпоративная автоматизированная система, которая может формировать бланки строгой отчетности, имеет защиту от несанкционированного доступа с использованием аутентификации по логину и паролю, с удаленным доступом к системе по https с использованием зарегистрированного сертификата и сохранением в журнале операций факта аутентификации в базе данных, идентифицирует пользователя по индивидуальному логину, фиксирует факт генерации номера бланка и факты операций по подготовке к выводу на печать в журнале операций в базе данных и сохраняет в базе данных информацию, под каким логином и когда были произведены все операции с бланком строгой отчетности. Уникальный номер бланку присваивается на основании прав пользователя на выполнение этой операции транзакционным методом в базе данных с сохранением в журнале операций.
Соответствует ли разработанная организацией собственная корпоративная автоматизированная система при формировании документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2010 г. N 03-01-15/6-171
Вопрос: Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД.
05.07.2010
Письмо Минфина РФ от 7 июня 2010 г. N 03-01-15/4-111
Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) порядок совершения кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) и порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов определяются и утверждаются Банком России.Статья 6 Закона определяет особенности применения кредитными организациями ККТ в зависимости от формы владения платежными терминалами и банкоматами.
В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 4 и ст. 7 Закона определение порядка применения ККТ и контроль за применением ККТ кредитными организациями осуществляет Банк России. При этом Закон не предусматривает полномочий налоговых органов в отношении контроля или определения порядка применения ККТ кредитными организациями.
Изложенная позиция была подтверждена Письмами Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-408, от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41.
Однако 16 февраля 2010 г. на официальном интернет-ресурсе ФНС России появилось Информационное сообщение, в соответствии с которым налоговые органы фактически обязываются контролировать применение ККТ кредитными организациями и которое определяет для ряда случаев порядок регистрации кредитными организациями ККТ в налоговых органах.
Правомерно ли данное Информационное сообщение?
Письмо Минфина РФ от 25 января 2010 г. N 03-01-15/1-08
Вопрос: О реквизитах, которые должен содержать документ, самостоятельно разработанный организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
21.05.2010
Письмо Минфина РФ от 22 октября 2009 г. N 03-01-15/9-470
Вопрос: Могут ли товарные чеки, квитанции и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), приравниваться к кассовому чеку, как это предусмотрено для бланков строгой отчетности, для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль при приобретении товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ? Как организуются учет и хранение этих документов? Какие документы понимаются под термином "другие документы" в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ?
07.05.2010
Письмо Минфина РФ от 14 апреля 2010 г. N 03-01-15/2-65
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", оказывает бытовые услуги населению: срочный ремонт, изготовление по заказам населения ювелирных изделий. При получении оплаты от граждан использует бланки строгой отчетности, купленные на полиграфическом производственном предприятии, имеющем лицензию на выпуск бланков строгой отчетности.Для производственных целей индивидуальному предпринимателю приходится покупать лом цветных металлов у населения. Применение кассового аппарата для закупа у населения представляется предпринимателю проблематичным, так как ККТ применяется для приема выручки при реализации товара, работ, услуг, а в данном случае индивидуальный предприниматель денежные средства выдает, и на ККТ будут пробиваться только чеки на возврат.
Вправе ли индивидуальный предприниматель, проводя покупку лома драгоценных металлов для расчетов со сдатчиками, при выдаче денег не применять ККТ, а использовать только бланки квитанций на скупку, купленные на полиграфическом предприятии, как бланки строгой отчетности?
Письмо Минфина РФ от 30 апреля 2010 г. N 03-01-15/3-86
Вопрос: В ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрена обязанность использования электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями.В настоящее время банком используется ККТ с ЭКЛЗ, устанавливаемой ежегодно обслуживающим центром. ККТ не состоит на учете ни в налоговом органе, ни в территориальных подразделениях Банка России.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ и применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов определяется Банком России. В связи с этим налоговые органы сняли с учета ККТ, ранее состоявшие на учете в налоговом органе, которые используются кредитными организациями для обслуживания операционных процессов, и передали на учет в кредитные организации.
До настоящего времени Банк России не издал нормативных актов, касающихся порядка совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ, соответственно, Банком России не установлена обязанность использования ЭКЛЗ в ККТ, принадлежащей кредитной организации.
В соответствии с Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, Протокол N 4/69-2002) ЭКЛЗ - техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККТ денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов. Таким образом, ЭКЛЗ является средством визуального контроля со стороны налоговых органов.
В настоящее время показания счетчиков с ЭКЛЗ контрольно-кассовых машин, используемых банком, не снимаются и не учитываются при исчислении налогов ввиду отсутствия органа контроля за применением ККТ кредитными организациями.
В связи с отсутствием прямого запрета в законодательстве и нормативных актах имеет ли право банк при осуществлении им наличных денежных расчетов использовать ККТ без ЭКЛЗ?
24.04.2010
Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2010 г. N 03-01-15/2-63
Вопрос: Потребительское общество - некоммерческая организация оказывает своим членам услуги, в частности посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом, юридические услуги, посредством представления интересов доверителей - членов потребительского общества в суде, государственных, административных и других органах власти на основании выданной доверенности, а также осуществляет производство общестроительных работ, ремонт автотранспортных средств.Оказывая членам потребительского общества услуги, организация выступает получателем наличных денежных средств в результате совершения операций.
Деятельность потребительского общества не является предпринимательской и направлена на удовлетворение потребностей своих членов. Поэтому результаты такой деятельности не могут рассматриваться как продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг с целью извлечения прибыли.
В данной ситуации потребительское общество является организатором финансовых услуг между своими членами, при этом не извлекая прибыль из данной деятельности. Вся денежная наличность, поступающая в кассу от членов потребительского общества, в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации", направляется в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат, т.е. для ведения уставной деятельности.
Потребительское общество при получении денежных средств от своих членов определяет указанные средства как целевое финансирование, а не как плату за услуги.
Возникает ли у потребительского общества в указанной ситуации обязанность применять ККТ при осуществлении денежных расчетов со своими членами?
16.04.2010
Письмо Минфина РФ от 8 апреля 2010 г. N 03-11-06/3/53
Вопрос: Организация применяет общий режим налогообложения. С целью осуществления оптово-розничной торговой деятельности строительными материалами организация арендует помещение площадью 31,6 кв. м и земельный участок площадью 4660 кв. м.Арендуемое помещение расположено в нежилом здании, не являющемся согласно паспорту БТИ торговым помещением. Однако по договору аренды помещение передается арендатору с целью осуществления торговой деятельности.
В арендованном помещении размещается выставочный зал торговых образцов, заключаются договоры с покупателями и осуществляются расчеты за товар наличными денежными средствами.
Строительные материалы отпускаются покупателям со склада, расположенного в другом месте, а металлопрокат отгружается с арендованной площадки, где он и хранится.
Подпадает ли торговая деятельность организации в части розничных продаж строительных материалов под режим налогообложения в виде ЕНВД?
06.03.2010
Письмо Минфина РФ от 25 января 2010 г. N 03-01-15/1-11
Вопрос: Основным видом деятельности организации, уплачивающей ЕНВД, является розничная торговля фармацевтическими товарами. Организация использует ККТ, зарегистрированную в налоговом органе в установленном порядке. Вправе ли организация в случае отказа от применения ККТ снять кассовый аппарат с учета в ИФНС и расторгнуть договор на его техническое обслуживание? В каких случаях будет устанавливаться административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ?
20.02.2010
Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2010 г. N 01-02-03/03-41
Вопрос: Федеральным законом от 28.11.2009 N 289-ФЗ уточнены требования к применению кассовой техники при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а также продлен до 1 апреля 2010 г. срок оснащения платежных терминалов кассовой техникой. При определении указанного срока была учтена позиция Федеральной налоговой службы, в соответствии с которой регистрация кассовой техники владельцев терминалов будет осуществлена в минимальный срок, позволяющий субъектам предпринимательской деятельности исполнить требования законодательства.Однако в настоящее время платежные агенты - владельцы платежных терминалов при оснащении терминалов кассовой техникой столкнулись с отказами в регистрации приобретенной ими кассовой техники налоговыми органами. В частности, предъявляется большое количество дополнительных требований к регистрируемой кассовой технике, не предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 и Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н.
Каков исчерпывающий перечень установленных действующим законодательством оснований для отказа налоговыми органами в регистрации кассовой техники для платежных терминалов? Правомерно ли принятие и применение уже принятых налоговыми органами актов, расширяющих перечень дополнительными основаниями, по которым налоговые органы вправе отказать в регистрации кассовой техники для платежных терминалов?
30.01.2010
Письмо Минфина РФ от 18 января 2010 г. N 03-03-07/2
Вопрос: Физлицо проживает и работает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, один раз в два года организация - работодатель оплачивает физлицу проезд к месту проведения отпуска.Работник приобрел электронные авиабилеты и оплатил их кредитной картой через Интернет. Для возмещения расходов на проезд работник представил организации-работодателю электронный авиабилет (e-ticket), посадочные талоны, выписку из банка об оплате билета пластиковой картой, справку о совершении полета с печатью авиакомпании, подтверждающую факт оплаты и совершения перелета.
Имеет ли право организация включить в состав расходов по налогу на прибыль затраты на оплату проезда к месту проведения отпуска работника на основании предоставленных им документов?
Письмо Минфина РФ от 19 января 2010 г. N 03-03-06/4/2
Вопрос: Каков порядок документального подтверждения расходов организацией, уплачивающей налог на прибыль, при приобретении ею работ (услуг) у налогоплательщиков ЕНВД, которые освобождены от применения ККТ?
16.01.2010
Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2009 г. N 03-11-06/3/299
Вопрос: ООО, занимающееся оптовой торговлей запчастями к автомобилям, начало реализовывать их за наличный расчет физическим лицам. Для осуществления торговли арендуется производственная база, на территории которой находятся отдельно стоящие здания офиса и складского помещения, имеющие один и тот же почтовый адрес. Офисное помещение, в соответствии с экспликацией, состоит из нескольких комнат, в одной из которых происходят ознакомление покупателей с выставленными на стендах образцами, изучение прайс-листов, а в другой - оформление документов как юридическим, так и физическим лицам, а также прием наличных денежных средств, установлен кассовый аппарат. Помимо кассового чека, организация выдает покупателям - физическим лицам расходную накладную произвольной формы и счет-фактуру с выделенными суммами НДС. Кроме того, в помещении офиса имеются административно-бытовые и подсобные помещения, не используемые для хранения и упаковки товара. После оформления документов и оплаты товар выдается физическим лицам со склада.Правомерно ли ООО применяет общий режим налогообложения в части реализации товаров физическим лицам за наличный расчет или эта деятельность подпадает под налогообложение ЕНВД? Если торговля за наличный расчет с физическими лицами подпадает под налогообложение в виде ЕНВД, то площадь каких помещений будет учитываться при расчете физического показателя?
20.12.2009
Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2009 г. N 03-01-15/11-527
Вопрос: О применении ККТ организациями, являющимися плательщиками ЕНВД и осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией.
22.11.2009
Письмо Минфина РФ от 13 ноября 2009 г. N 03-01-10/3-139
Вопрос: Организация - плательщик ЕНВД на основании п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ освобождена от применения ККТ, в связи с чем данная организация сняла с учета в налоговой инспекции применяемый ранее кассовый аппарат. Вправе ли организация использовать указанный кассовый аппарат для внутреннего учета?
Письмо Минфина РФ от 11 ноября 2009 г. N 03-01-15/10-499
Вопрос: Организация - плательщик ЕНВД в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ планирует отказаться от применения ККТ. Обязана ли она вести книгу кассира-операциониста? На основании каких документов учитывать выручку в бухучете организации и для целей налогообложения подтверждать расходы на приобретение товаров, используемых при ведении деятельности? Каким образом будет устанавливаться банком лимит кассы организации?
© 2006-2025 Российский налоговый портал.