Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-27225/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-27225/2007

Расхождение данных о сумме резерва по сомнительным долгам в целях налогового и бухгалтерского учета не является основанием для отказа в принятии расходов

23.03.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-27225/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Блиновой Л.В., при участии от открытого акционерного общества "Е4-Севзапэнергосервис" Шакирова А.Р. (доверенность от 28.01.2009 N 25-09), Рутковской М.П. (доверенность от 12.11.2008 N 132-08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Лисняк И.Г. (доверенность от 25.03.2008 N 15/05720), Невзоровой А.В. (доверенность от 19.09.2008 N 15/13990), Красиковой В.В. (доверенность от 02.02.2009), рассмотрев 03.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2008 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 (судьи Петренко Т.И., Семенова А.Б., Шульга Л.А.) по делу N А56-27225/2007,

установил:

открытое акционерное общество "Е4-Севзапэнергосервис" (прежнее наименование - открытое акционерное общество "ЦПРП-Энергосервис"; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.06.2007 N 02/77 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания 2 006 737 руб. штрафа в связи с неуплатой налога на прибыль за 2005 год; начисления 1 979 512 руб. пеней за нарушение установленного срока уплаты налога на прибыль за 2005 год - 9 месяцев 2006 года; предложения уплатить 13 876 025 руб. недоимки по налогу на прибыль за 2005 год - 9 месяцев 2006 года и уменьшить на 74 071 579 руб. убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2005 год - 9 месяцев 2006 года.

Решением суда первой инстанции от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2008, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление.

По мнению Инспекции, ею правомерно произведено перераспределение прямых расходов на незавершенное производство и на выполненные работы с учетом соответствия осуществленных расходов выполненным объемам работ.

Кроме того, налоговый орган считает, что за период 2005 года - 9 месяцев 2006 года Общество неправомерно включило в состав внереализационных расходов расходы на формирование резерва по сомнительным долгам.

Податель жалобы также указывает, что заявителем неправомерно включены в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в 2005 году, затраты по проживанию находящихся в командировке сотрудников.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества отклонили их.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, за период с 03.12.2004 по 30.09.2006.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 11.05.2007 N 02/51, и после рассмотрения представленных Обществом дополнительных материалов и возражений от 31.05.2007 N 48-08/1697 принято решение от 25.06.2007 N 02/77. Названное решение частично отменено решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 30.08.2007 N 16-13/24226.

Оспариваемым решением Инспекции Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа, ему предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль, соответствующие пени и штраф, а также уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу за прибыль за 2005 год - 9 месяцев 2006 года и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 25.06.2007 N 02/77 Инспекцией выставлено требование N 810 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.09.2007.

В обоснование своего решения налоговый орган сослался на то, что Общество в нарушение статей 318 - 320 Кодекса не осуществляло распределение прямых расходов на остатки незавершенных работ, а списывало их в момент окончания этих работ. По мнению Инспекции, Обществом также не доказана безнадежность взыскания дебиторской задолженности открытых акционерных обществ "Ленэнерго", "ТГК-1", "ПГК", "Новая Эра" (далее - ОАО "Ленэнерго", ОАО "ТГК-1", ОАО "ПГК", ОАО "Новая Эра"). Кроме того, Инспекция считает, что Обществом в нарушение статьи 252 НК РФ включены в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в 2005 году, затраты по проживанию командированных сотрудников, поскольку в авансовых отчетах отсутствуют счета по форме 3-г и контрольно-кассовые чеки.

Общество частично оспорило названный ненормативный акт Инспекции в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, сделав вывод о неправомерности ненормативного акта налогового органа в оспариваемой части.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В ходе проведенной проверки Инспекцией установлено неправильное, в нарушение статей 318 - 320 Кодекса перераспределение Обществом прямых расходов, приходящихся на реализованную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), в связи с чем произошло необоснованное занижение налоговой базы по налогу на прибыль за проверенные периоды.

При рассмотрении данного эпизода суды правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 318 НК РФ порядок определения суммы расходов на производство и реализацию следующий.

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений данной статьи.

Для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Согласно пункту 1 статьи 319 Кодекса под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях главы 25 Кодекса понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 319 НК РФ.

Согласно статье 316 Кодекса по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода, на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 4.8 положения по учетной политике Общества, утвержденного приказом от 29.12.2004 N 3, в целях бухгалтерского и налогового учета установлено, что выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, признаются по дате реализации продукции, работ, услуг, имущественных прав.

При этом в целях бухгалтерского учета установлено, что учет выручки от продажи продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), ведется по видам деятельности. При этом доходами от обычных видов деятельности Общества в целом являются выручка от реализации готовой продукции (производственных услуг), от продажи прочих товаров (работ, услуг) и другие виды деятельности, которые являются обычными для организации. Доходы, отличные от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

В целях налогового учета доходы от реализации продукции (работ, услуг) признаются по методу начисления на дату реализации (перехода права собственности). При реализации продукции (работ, услуг) дата перехода права собственности определяется исходя из условий договора, при отсутствии в договоре данного условия - в соответствии со налогу на прибыль на спорную сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанного вывода.

Доводы налогового органа по эпизоду о неправомерном включении в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в 2005 году, затрат по проживанию находящихся в командировке сотрудников Общества также были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонены ввиду недоказанности.

Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.

Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает перечня первичных документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы. То есть условием для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

Кроме того, пунктом 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 N 490 (в редакции, действующей в проверенный период), определено, что при оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг.

Кассационная коллегия считает правильным отклонение судами обеих инстанций ссылку налогового органа на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности", носящий рекомендательный характер, в соответствии с которым при оформлении оплаты за проживание в гостинице заполняется бланк строгой отчетности по форме N 3-г или выдается кассовый чек.

В оспариваемом решении Инспекции не указаны сведения о несоответствии представленных Обществом квитанций к приходным кассовым ордерам требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.

Удовлетворяя требования Общества по данному эпизоду, суды правомерно указали, что Инспекция не воспользовалась своим правом в соответствии с положениями статьи 93.1 НК РФ об истребовании документов у организаций, оказавших гостиничные услуги Обществу. При этом Инспекцией не опровергнута реальность понесенных заявителем спорных затрат.

Судебные инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные Обществом доказательства, пришли к правильному выводу о том, что имеющиеся в материалах дела и надлежащим образом оформленные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, служебные задания, приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку, запросы в организации, оказавшие гостиничные услуги) свидетельствуют о правомерности включения заявителем в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в 2005 году, затрат на проживание командированных сотрудников. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки данного вывода.

Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права не установлено. Доводы, изложенные Инспекцией в жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 по делу N А56-27225/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В.ПАСТУХОВА

Судьи

Е.В.БОГЛАЧЕВА

Л.В.БЛИНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок