Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2009 г. N Ф03-1154/2009

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2009 г. N Ф03-1154/2009

Без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания для вывода о неполной уплате им сумм налога на добавленную стоимость

29.04.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. N Ф03-1154/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока

на решение от 03.06.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008

по делу N А51-1450/2008 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальконтракт"

к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока

о признании недействительным решения N 774-06/2874 от 07.08.2007

Общество с ограниченной ответственностью "Дальконтракт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения N 774-06/2874 от 07.08.2007 инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган), а также о взыскании судебных расходов в сумме 20 000 руб.

Решением суда от 03.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что обществом представлен полный пакет документов, подтверждающий его право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), заявленные по уточненной налоговой декларации по данному налогу за октябрь 2005 года. Кроме этого, суды пришли к выводу о разумности судебных расходов в сумме 20 000 руб., связанных с оплатой обществом услуг представителя по данному делу.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение статей 88, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в соответствии с которыми общество не выполнило требования налогового органа о предоставлении документов, в том числе первичных документов, подтверждающих его право на налоговый вычет по НДС за спорный налоговый период. Кроме этого, налоговый орган считает, что общество не представило доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили полностью и просили принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено судом, инспекцией по результатам камеральной проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за октябрь 2005 года 07.08.2007 принято решение N 774-06/2874 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ. Одновременно обществу предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 2 786 934 руб. и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 6 312 392 руб.

Основанием для принятия указанного решение явилось неисполнение обществом требований налогового органа о представлении бухгалтерских документов, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных налоговых вычетов в сумме 9 099 326 руб. По мнению инспекции, общество документально не доказало превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 5 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисленными в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным. При этом суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Положения статьи 176 Кодекса находятся во взаимосвязи с положениями статей 171, 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций с товарами, в отношении которых заявлено возмещение. Согласно статье 88 Кодекса налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость по мотиву недоказанности или неправомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив соответствующие документы, предусмотренные статьей 172 Кодекса.

Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части 4 статьи 88 Кодекса, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования.

Следовательно, положения налогового законодательства не обязывают общество одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов. Иное означало бы возложение на налогоплательщика не установленной законодательством о налогах и сборах обязанности и создавало бы неопределенность в правоприменении.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от налоговый орган дополнительных документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов, заявленных в уточненной декларации по НДС за октябрь 2005 года.

Общая сумма налоговых вычетов, заявленная по спорной декларации, составила 9 099 326 руб., в том числе: 13 995 руб. - налог по товарам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; 8 640 967 руб. - налог, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 444 364 руб. - налог, исчисленный и уплаченный с авансовых платежей.

Судами обеих инстанций исследованы и дана оценка документам, представленным обществом в обоснование заявленных вычетов по каждой позиции. При этом судами также учтено, что налоговым органом подтверждена правомерность предъявления к вычету НДС в сумме 13 995 руб. по первоначально поданной налоговой декларации за октябрь 2005 года. Обоснованность предъявления к вычету НДС в сумме 3 398 157 руб., уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2007 по делу N А51-10764/2006.

Поскольку виновность общества в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) судами не установлена, то они правомерно признали оспариваемое решение налогового органа в части доначисления к уплате налога в сумме 2 786 934 руб. и уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога в сумме 6 312 392 руб. недействительным.

Суд кассационной инстанции считает, что фактически доводы кассационной жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе относительно недоказанности обществом расходов в сумме 20 000 руб., связанных с оплатой услуг представителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили правильную и объективную оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных в данной части судами обстоятельств.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 03.06.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А51-1450/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок