Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Центрального округа от 18 декабря 2008 г. по делу N А48-1913/08-15

Постановление ФАС Центрального округа от 18 декабря 2008 г. по делу N А48-1913/08-15

С 2007 года неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрении материалов проверки является безусловным основанием для отмены решения налогового органа

02.02.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. по делу N А48-1913/08-15

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.02.2008 N 6.

Решением арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу решение и постановление, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя налогоплательщика, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП Щеглова А.А. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 20.11.2007 N 59 и вынесено решение от 18.02.2008 N 6 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДФЛ в виде штрафа в размере 34 600 руб., за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 10 713,09 руб., а также по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки в количестве 352 шт. в виде штрафа в размере 17 600 руб. Одновременно указанным решением Предпринимателю предложено уплатить НДС за 2003 год в сумме 570 044 руб., НДФЛ за 2004 год в сумме 173 000 руб. и ЕСН за 2004 год в сумме 53 565,45 руб., а также пени за неуплату в установленный срок названных налогов: по НДС в сумме 269 734,21 руб., по НДФЛ в сумме 60 302,4 руб. и по ЕСН в сумме 19 000,74 руб.

Полагая, что решение Инспекции от 18.02.2008 N 6 противоречит требованиям законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, ИП Щеглов А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ.

Анализируя положения норм ст. ст. 100 и 101 НК РФ в их взаимосвязи, суд правильно указал, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель, в присутствии налогоплательщика или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом, рассмотрение материалов проверки, возражений налогоплательщика (в случае их представления) и принятие по ним решения представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки решения в соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ.

Требования к содержанию принимаемых налоговым органом решений установлены п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которому в решении излагаются, в том числе доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Положения указанных норм направлены на обеспечение прав налогоплательщика, предусмотренных п.п. 7 и 9 п. 1 ст. 21 НК РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных проверок.

Обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 12.02.2008 г. N 12566/07, законодатель, осуществляя мероприятия налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль.

Следовательно, обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.

Из материалов дела усматривается, что 15.01.2008 Предпринимателю вручен акт выездной налоговой проверки N 59 от 20.11.2007 и, одновременно, письмом от 15.01.2008 исх. N 13-22/00366 сообщено, что рассмотрение материалов проверки по указанному акту состоится 08.02.2008 в 15-00 ч.

При рассмотрении материалов проверки 08.02.2008 ИП Щегловым А.А. оглашены возражения на акт проверки, к возражениям приложены копии первичных документов.

В протоколе рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика от 08.02.2008 отражено, что в связи с отсутствием описи или реестра к представленным документам Предпринимателю было предложено представить в Инспекцию 11.02.2008 до 13-00 ч данные копии документов по реестру или описи, а также подлинники данных документов для обозрения.

Возражения в письменной форме с перечнем представляемых документов поданы налогоплательщиком в Инспекцию 11.02.2008.

Решение N 6 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения принято Инспекцией 18.02.2008. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об извещении налоговым органом Предпринимателя о назначении рассмотрения материалов проверки на 18.02.2008, а также о его участии при таком рассмотрении, по результатам которого был принят оспариваемый по настоящему делу ненормативный правовой акт.

Кассационная коллегия полагает, что указанное обстоятельство обоснованно расценено судом как существенное нарушение процедуры проверки, лишившее возможности лицо, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу прямого указания п. 14 ст. 101 НК РФ, является безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.

Ссылка Инспекции в кассационной жалобе на п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неправомерна, поскольку налоговый орган применяет содержащееся в нем разъяснение без учета изменений, внесенных в ст. 101 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2007 N 137-ФЗ.

Поскольку нарушение Инспекцией порядка уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки является безусловным основанием для отмены вынесенного Инспекцией ненормативного правового акта, кассационная коллегия не усматривает необходимости в проверке оценки судами при рассмотрении дела законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа по существу.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А48-1913/08-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок