Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N А78-604/08-Ф02-4724/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N А78-604/08-Ф02-4724/08

Поскольку уведомление не связано с извещением налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки по существу и не подтверждает факт извещения налогоплательщика, то факт неизвещения общества о рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля лишил общество возможности принимать участие в процессе рассмотрения материалов проверки по существу и представлять свои объяснения и возражения

11.11.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 г. N А78-604/08-Ф02-4724/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Первушиной М.А.,

судей: Белоножко Т.В., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите Цуленковой Е.А. (доверенность N 05 от 10.05.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на решение от 17 апреля 2008 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 24 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-604/08 (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Доржиев Э.П.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Айлант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 19.12.2007 N 15-09-149дсп.

Решением от 17 апреля 2008 года Арбитражного суда Читинской области заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением от 24 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля извещать налогоплательщика о времени и месте окончания рассмотрения материалов и вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 08.10.2007 N 15-09-138дсп.

Решением от 19.12.2007 N 15-09-149дсп налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 465481 рубль. Данным решением обществу начислены пени по налогу на прибыль организаций в размере 529370 рублей, предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 2327404 рублей.

Общество, не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, обратилось в Арбитражный суд Читинской области, ссылаясь, в том числе на неизвещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 19.12.2007, в результате чего оно было лишено возможности участвовать в рассмотрении и представлять объяснения.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что поскольку уведомление от 16.10.2007 N 15-34/1301 не связано с извещением налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки по существу и не подтверждает факт извещения налогоплательщика на 19.12.2007, то факт неизвещения общества о рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля лишил общество возможности принимать участие в процессе рассмотрения материалов проверки по существу от 19.12.2007 и представлять свои объяснения и возражения.

Вывод арбитражного суда о признании недействительным названного решения является правильным.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, налоговая инспекция рассмотрела материалы, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, без вызова налогоплательщика, что повлекло нарушение его прав.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в часть 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Согласно пункту 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как следует из материалов дела, общество уведомлялось только о рассмотрении материалов налоговой проверки, полученных до проведения мероприятий дополнительного налогового контроля.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах налоговая инспекция вынесла решение от 19.11.2007 N 15-09-72 о проведении в отношении общества дополнительных мероприятий налогового контроля.

Из решения налоговой инспекции от 19.12.2007 N 15-09-149дсп следует, что в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией проведена почерковедческая экспертиза, осмотрена территория налогоплательщика.

Оспариваемое решение налоговой инспекции от 19.12.2007 N 15-09-149дсп принято с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не известила общество о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля и не предоставила налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о несоблюдении налоговой инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что повлекло нарушение прав налогоплательщика.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17 апреля 2008 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 24 июня 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-604/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок