Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа 3 апреля 2008 г. N Ф08-1640/08-601А

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа 3 апреля 2008 г. N Ф08-1640/08-601А

У налоговой инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по штрафу, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания

12.05.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2008 г. N Ф08-1640/08-601А

Дело N А32-11385/2007-48/274

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - Акционерного Коммерческого Сберегательного банка России в лице Новороссийского отделения N 68 - Щ.Л.Э. (д-ть от 25.12.07 N 01-78/499), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Щ.В.А. (д-ть от 31.03.08 N 08-07), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 36276) и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Акционерного Коммерческого Сберегательного банка России в лице Новороссийского отделения N 68 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.07 по делу N А32-11385/2007-48/274, установил следующее.

Акционерный Коммерческий Сберегательный банк России в лице Новороссийского отделения N 68 (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе в списании с лицевого счета 14 771 рубля 02 копеек штрафа по налогу на прибыль по письму от 09.02.06 N 1513, а также об обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета указанную сумму штрафа (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.07, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.07, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отражение налоговым органом в лицевом счете заявителя задолженности по штрафу по налогу на прибыль не нарушает прав и законных интересов банка.

В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, отражение в лицевом счете сумм налоговых платежей, начисленных пеней и санкций нарушает и ущемляет права банка как налогоплательщика, препятствует возврату излишне уплаченных денежных средств.

В отзывах на кассационную жалобу налоговые органы просят состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили доводы жалобы и отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, банк, выявив в результате сверок расчетов, проведенных с налоговой инспекцией, неоплаченный штраф по налогу на прибыль в сумме 14 771 рубля 02 копеек, обратился в налоговую инспекцию с просьбой пояснить образовавшуюся недоимку и сторнировать указанную сумму штрафа (письмо от 09.02.06 N 1513). Налоговая инспекция 20.03.06 пояснила, что действующее налоговое законодательство не дает налоговому органу право отменять собственные решения о привлечении к налоговой ответственности.

Банк обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с заявлением на действия налоговой инспекции. Письмом от 11.04.07 N 12-08/07526 Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю сообщило заявителю об отсутствии у налогового органа оснований для списания спорных штрафных санкций.

Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в отказе в списании с лицевого счета 14 771 рубля 02 копеек штрафа по налогу на прибыль по письму от 09.02.06 N 1513, а также об обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета указанную сумму штрафа.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно руководствовались следующим.

В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.01 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением. Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Из содержания изложенных правовых норм, а также положений статьи 33 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Таким образом, у налоговой инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по штрафу, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы кассационной жалобы не принимаются, поскольку были оценены судом и отклонены как основанные на неправильном применении норм права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.07 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.07 по делу N А32-11385/2007-48/274 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок