
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 октября 2007 г. по делу N А82-9298/2006-20
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 октября 2007 г. по делу N А82-9298/2006-20
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 6 статьи 101 Кодекса).
07.12.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 г. по делу N А82-9298/2006-20
(дата изготовления в полном объеме)
Резолютивная часть объявлена 17.10.2007.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2007 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007
по делу N А82-9298/2006-20,
принятые судьями Коробовой Н.Н.,
Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Лысовой Т.В.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Продовольственная компания "Портовая"
о взыскании налогов, пеней, штрафов
и
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Продовольственная компания "Портовая" (далее - ООО "ПК "Портовая", Общество, налогоплательщик) о взыскании 2580325 рублей начисленных по результатам выездной налоговой проверки налогов, пеней и налоговых санкций.
Решением от 04.05.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.08.2007 данное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что выводы судов о несоблюдении в отношении Общества процедуры проведения выездной налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 17.10.2007.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, ООО "Продовольственная компания "Портовая" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.12.1999 Ярославской регистрационно-лицензионной палатой мэрии города Ярославля и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области. Юридическим адресом Общества, согласно содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц сведениям, является село Черкасово Брейтовского района Ярославской области.
По указанному адресу Инспекция 28.12.2005 направила налогоплательщику решение от 28.12.2005 N 282 о проведении выездной налоговой проверки и требование от 28.12.2005 N ОБ-13-19/15719 о предоставлении документов. Поскольку по названному адресу Общество фактически не находилось, налоговый орган 30.12.2005 направил тексты этих документов факсимильной связью по месту нахождения исполнительного органа Общества (город Ярославль, улица 3-я Портовая, 3).
Затребованные документы ООО "ПК "Портовая" не представило, поэтому выездную налоговую проверку за период с 01.01.2002 по 30.11.2005 налоговый орган провел на основании сведений и документов, предоставленных государственными органами, банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и выявил факты неуплаты 895677 рублей налога на прибыль, 354302 рублей налога на добавленную стоимость, 9074 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 4607 рублей налога на имущество и 6193 рублей единого социального налога.
Рассмотрев акт проверки от 09.06.2006 N 30, руководитель Инспекции вынес решение от 07.07.2006 N 30 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 332744 рублей и предложил налогоплательщику перечислить в бюджет начисленные суммы налогов и пеней.
В добровольном порядке налоги, пени и налоговые санкции не были уплачены, поэтому Инспекция обратилась за взысканием 2580325 рублей в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования в связи с имевшими место нарушениями процедуры проведения выездной налоговой проверки: налоговый орган не представил доказательств получения Обществом почтового отправления (содержащего решение о проведении выездной налоговой проверки и требование о предоставлении документов), а также принадлежности Обществу факса N (822) 749676; в акте проверки от 09.06.2006 N 30 указал недостоверные сведения о полном наименовании юридического лица и его руководителе; не использовал право на определение сумм налогов расчетным путем.
Апелляционный суд, сославшийся на статьи 31, 89, 91, 93, 100, 101, 106, 109 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации, согласился с указанными выводами и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании в том числе устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в силу части 4 названной статьи возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 89 Кодекса во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 Кодекса датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы, которые последний обязан направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (пункт 1 статьи 93 Кодекса).
Из указанного следует, что обязанность представить необходимые для проверки документы возникает у налогоплательщика при условии получения им соответствующего требования от налогового органа, а также наличия у него этих документов.
Представленный Инспекцией список N 77 от 28.12.2005 на отправку в адрес Общества (село Черкасово, Брейтовский район) заказного письма (т. 3, л. д. 27) сам по себе не свидетельствует о факте получения налогоплательщиком названного почтового отправления. Иных доказательств, указывающих на дату вручения Обществу данного заказного письма, налоговый орган в суд не представил.
Как следует из докладной записки инспектора Лебедевой С.Ю. от 23.01.2006 (т. 1, л. д. 13), решение о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2005 N 282 и требование от 28.12.2005 N ОБ-13-19-/15719 о предоставлении документов также были направлены 30.12.2005 факсимильной связью на N (822) 749676 в город Ярославль, однако принадлежности этого телефона налогоплательщику Инспекция не доказала.
Внутренний документ налогового органа об отправке факсимильного сообщения на N (822) 749616 (т. 1, л. д. 12) не позволяет определить ни адресата, ни текста факсограммы. Кроме того, отсутствуют доказательства о принятии (поступлении) этого сообщения.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что ООО "ПК "Портовая" уклонялось от исполнения обязанностей по представлению необходимых для проведения проверки документов, а также препятствовало доступу должностных лиц налогового органа на свою территорию (в помещение).
В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Кодекса акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
В силу пункта 1 статьи 101 Кодекса материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки рассматриваются в его отсутствие.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 6 статьи 101 Кодекса).
На рассмотрение материалов выездной налоговой проверки руководитель Общества был приглашен в налоговый орган к 10 час. 07.07.2006 (телефонограмма от 06.06.2006; т. 1, л. д. 14), однако на момент направления этого сообщения акт выездной налоговой проверки от 09.06.2006 не был составлен; принадлежность Обществу телефона N (822) 749617 не установлена.
Всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды обеих инстанции сделали правильные выводы о несоблюдении Инспекцией процедуры проведения выездной налоговой проверки и, как следствие, привлечения Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Эти выводы основаны на материалах дела и не противоречат им.
Таким образом, размер предъявленных ко взысканию налогов, пеней и налоговых санкций налоговый орган в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке не обосновал, в связи с чем ему правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007 по делу N А82-9298/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.П.МАСЛОВА
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 11.02.2025 Письмо ФНС России от 04.02.2025 г. № ЕА-2-26/1316@
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 18.11.2024 Письмо Минфина России от 09.09.2024 г. № 02-02-07/85724
Комментарии