
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 26 апреля 2010 г. N ВАС-4248/10
Определение ВАС РФ от 26 апреля 2010 г. N ВАС-4248/10
Требование о возврате сумм НДС, уплаченных обществом при отсутствии, как оно полагало, законных оснований, не может быть квалифицировано как требование из гражданских правоотношений, что влечет невозможность его удовлетворения в порядке, определяемом главой 60 ГК РФ
17.05.2010ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. N ВАС-4248/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бациева В.В., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Северо-Запада" (ул. Интернациональная, д. 94, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000) от 15.03.2010 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.12.2009 по делу N А29-177/2008 Арбитражного суда Республики Коми
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Северо-Запада" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области о взыскании 9 948 617 рублей неосновательного обогащения.
Рассмотрев приведенные в заявлении доводы и изучив принятые по делу судебные акты, Суд
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная сетевая компания Северо-Запада" (далее - общество), являющееся правопреемником открытого акционерного общества "АЭК "Комиэнерго", обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области о взыскании на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации 9 948 617 рублей неосновательного обогащения. Данное обогащение, по мнению общества, возникло на стороне Российской Федерации в связи с уплатой обществом платежным поручением от 31.12.2004 в указанной сумме налога на добавленную стоимость за 2000 год за РАО "ЕЭС России" при отсутствии к тому законных оснований для осуществления этого платежа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 решение суда отменено, исковое требование удовлетворено - в пользу общества с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми за счет казны Российской Федерации взыскано 9 948 617 рублей неосновательного обогащения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 16.12.2009 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на неправильное применение судом кассационной инстанции положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 45, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление суда кассационной инстанции и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Коллегия судей, обсудив доводы заявителя и соответствующие выводы судебных инстанций, полагает, что в удовлетворении заявления о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует отказать.
Судами установлены следующие обстоятельства. Согласно договору от 24.12.1999 об оказании услуг по организации функционирования и развитию единой энергосистемы России, заключенному между РАО "ЕЭС России" и открытым акционерным обществом "АЭК "Комиэнерго", последнее уплачивало абонентскую плату. С инвестиционной составляющей, входящей в состав этой платы, открытое акционерное общество "АЭК "Комиэнерго" исчисляло и уплачивало налог на добавленную стоимость в части, зачисляемой в федеральный бюджет, руководствуясь при этом порядком, определенным письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 03.10.1996 N ВЗ-6-03/695, принятым во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N КД-П13-28787 по результатам рассмотрения обращения РАО "ЕЭС России".
По мнению общества, после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество "АЭК "Комиэнерго" не могло руководствоваться указанным порядком, и, соответственно, не являясь налоговым агентом, - исполнять обязанность РАО "ЕЭС России" по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, рассчитанного с инвестиционной составляющей. Руководствуясь изложенной позицией, общество обратилось в суд с требованием о возврате уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, основывая это требование на положениях статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, принимая постановление, оспариваемое обществом в порядке надзора, исходил из того, что указанное требование о возврате сумм налогов, уплаченных обществом при отсутствии, как оно полагало, законных оснований, не может быть квалифицировано как требование из гражданских правоотношений, что влечет невозможность его удовлетворения в порядке, определяемом главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное требование подлежит рассмотрению в процедуре, установленной налоговым законодательством (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы, приводимые обществом в надзорной жалобе, не опровергают указанный вывод суда кассационной инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Как следует из надзорной жалобы и судебных актов, принятых по другим делам, возбужденным по заявлениям общества об оспаривания соответствующих решений налогового органа, судами в рамках этих дел давалась соответствующая оценка действиям открытого акционерного общества "АЭК "Комиэнерго" по исчислению налога на добавленную стоимость с инвестиционной составляющей, входящей в состав абонентской платы, уплачивавшейся в пользу РАО "ЕЭС России"
При указанных обстоятельствах, коллегия судей не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-177/2008 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.12.2009 отказать.
Председательствующий судья
В.В.БАЦИЕВ
Судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Темы: НДС  Возврат (зачет) налогов  
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 16.06.2025 Налоговая служба напомнила, как оформить вычет за значок ГТО
- 21.05.2025 Госуслуги объяснили, в каком размере предоставляется вычет на обучение
- 22.04.2025 Как оформить вычет на купленные лекарства
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 31.03.2025 Как кредитные организации помогают клиентам экономить на образовании и лечении
- 02.02.2024 Лечение зубов в 2024 году: нововведения в налоговом вычете
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 10.08.2025
Налоговый орган доначислил НДС,
налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза
- 10.08.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы по сделкам с контрагентами, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты необходимыми материальными и техническими ресурсами для оказания услуг и выполнения работ не обладают, показатели налоговой отчетности не соответствуют заявленным оборотам, в отношении контрагентов в ЕГРЮЛ внесены записи о
- 07.03.2025
Решением налогового
органа произведен зачет имеющейся у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, транспортному налогу в счет сумм налогов, доначисленных по ранее вынесенному решению, оспариваемому обществом в судебном порядке.Итог: требование удовлетворено, так как решение о проведении зачета принято налоговым органом в период установленных судом обеспечительных мер
- 02.03.2025
Предприниматель ссылается
на то, что у него образовалась излишне уплаченная сумма УСН за спорный период.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предпринимателем пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 26.05.2024
Общество указало,
что оно по договору цессии приобрело у предпринимателя право требования переплаты по налогам и иным платежам, но в возврате переплаты было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как излишне уплаченная госпошлина была возвращена предпринимателю, оснований для возврата НДФЛ нет, налоговым законодательством не предусмотрена передача налогоплательщиком своих прав на возвра
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
Комментарии