Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 30 января 2009 г. N ВАС-16197/08

Определение ВАС РФ от 30 января 2009 г. N ВАС-16197/08

Налоговые органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов

18.02.2009  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 января 2009 г. N ВАС-16197/08

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Першутова А.Г.,

судей Зарубиной Е.Н., Наумова О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания "НОМОС-лизинг" (ул. 10-я Красноармейская, д. 22, г. Санкт-Петербург, 199103) о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.03.2007 N 09-2-03-1082@ "О порядке уведомления налогового органа в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу".

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Волвенко Г.В. - начальник юридического отдела ООО "Региональная компания "НОМОС-лизинг" (по доверенности от 20.05.2008 N 222-ЮР)

от Федеральной налоговой службы - Марков И.В. - заместитель начальника отдела судебно-правовой работы N 1 Правового управления (доверенность от 13.02.2008 N ММ-19-7/38)

Протокол вела помощник судьи Барабанова Н.И.

В предварительном судебном заседании от Федеральной налоговой службы поступило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемое письмо не носит нормативного характера и не является нормативным правовым актом.

В судебном заседании представитель ФНС России поддержал заявленное ходатайство, дополнив, что оспариваемое письмо, не являясь нормативным правовым актом, необязательно для исполнения неопределенным кругом лиц.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав текст оспариваемого письма и другие материалы дела, находит заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Названные положения не определяют ни виды нормативных правовых актов, ни предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного правового акта должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы содержащегося в оспариваемом положении правила, законодательного регулирования в данной сфере.

Между тем, как следует из представленных материалов и письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.03.2007 N 09-2-03-1082@, этот документ содержит разъяснения налогового законодательства, адресованные конкретному налогоплательщику и никого ни к чему не обязывает. Он не устанавливает обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, потому не носит нормативного характера и, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Данное письмо адресовано конкретному лицу: обществу с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО", не являющемуся заявителем по настоящему делу, по его запросу, то есть представляет собой ответ на запрос другого общества о разъяснениях по применению статей 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации и не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, что является обязательным признаком нормативного правового акта, поэтому не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта.

Заявитель не представил ни доказательств того, что оспариваемое письмо направлялось ФНС России по системе налоговых органов для руководства им в своей деятельности, ни доказательств того, что налоговые органы руководствовались им как нормативным правовым актом.

Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

В силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Следовательно, оспариваемое письмо Федеральной налоговой службы принято органом, не управомоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.

Таким образом, указанное письмо не должно влечь правовых последствий, поскольку не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта.

В данных обстоятельствах заявление общества о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.03.2007 N 09-2-03-1082@ "О порядке уведомления налогового органа в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу" не подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

При этом заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с иными требованиями, если в результате применения в отношении него разъяснений, содержащихся в оспариваемом письме, будут затронуты его права.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

производство по делу N ВАС-16197/08 прекратить.

Обществу с ограниченной ответственностью "Региональная компания "НОМОС-лизинг" возвратить государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.11.2008 N 5517.

Председательствующий

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судьи

Е.Н.ЗАРУБИНА

О.А.НАУМОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.