Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 г. № Ф06-9291/2021 по делу № А65-1304/2021

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 г. № Ф06-9291/2021 по делу № А65-1304/2021

Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик использовал земельные участки не по целевому назначению и при расчете налога применил ненадлежащую налоговую ставку по земельному налогу.

Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доводам налогового органа, не проверен расчет, представленный налоговым органом.

16.03.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2021 г. N Ф06-9291/2021

 

Дело N А65-1304/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,

при участии представителей:

заявителя - Галиаскарова З.Н., доверенность от 06.07.2021,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Леванов О.В., доверенность от 04.10.2021, Егорова Э.В., доверенность от 04.02.2021,

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Леванов О.В., доверенность от 06.09.2021, Егорова Э.В., доверенность от 16.12.2020,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021

по делу N А65-1304/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корнер" (ОГРН 1181690011722, ИНН 1660308192) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, о признании незаконным решения N 4509 от 27.11.2020 в части доначисления земельного налога в размере 7 739 193 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 547 838 руб., штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 387 221 руб. 70 коп.

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Корнер" (далее - ООО "Корнер", Общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - МИФНС N 4 по РТ, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.11.2020 N 4509.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ).

Заявитель изменил требования: просит признать решение от 27.11.2020 N 4509 незаконным в части доначисления земельного налога в размере 7 739 193 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 1 547 838 руб., штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 387 221 руб. 70 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменение заявленных требований принято судом первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2021, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021, заявление удовлетворено: признано незаконным решение МИФНС N 4 по РТ от 27.11.2020 N 4509 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 7 739 193 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 547 838 руб., штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 387 221 руб. 70 коп. Суд обязал МИФНС N 4 по РТ устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Корнер", взыскал с МИФНС N 4 по РТ в пользу Общества 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

МИФНС N 4 по РТ обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзыве ООО "Корнер", полагая Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отзыв от УФНС по РТ в суд не поступили.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 05.10.2021 объявлен перерыв до 12.10.2021 до 10 часов 25 минут.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, УФНС по РТ, МИФНС N 4 по РТ, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, МИФНС N 4 по РТ проведена камеральная налоговая проверка по земельному налогу в связи с предоставлением обществом 28.08.2020 налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год.

На основании акта налоговой проверки от 08.10.2020 N 4009 налоговым органом вынесено решение от 27.11.2020 N 4509 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 554 478 руб., штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 501 483 руб., доначислена к уплате сумма земельного налога в размере 7 772 391 руб.

Не согласившись с указанным решением от 27.11.2020 N 4509, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС по РТ.

Решением УФНС по РТ от 15.01.2021 N 2.7-18/000927@ в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Впоследствии заявитель обратился в Федеральную налоговую службу, гор. Москва с жалобой на вышеуказанные решения.

Решением Федеральной налоговой службы от 07.04.2021 N КЧ-4-9/4728@ решение от 27.11.2020 N 4509 отменено в части начисления штрафных санкций по пункту 1 статьи 119 НК РФ в завышенном размере, поручил налоговому органу осуществить перерасчет штрафа. В оставшейся части в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Согласно письму УФНС по РТ от 15.04.2021 N 2.7-15/013255@ произведен перерасчет штрафных санкций по пункту 1 статьи 119 НК РФ, в соответствии с которым сумма штрафа составила 388 881 руб. 70 коп.

Не согласившись с решением от 27.11.2020 N 4509 в части доначисления земельного налога в размере 7 739 193 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 547 838 руб., штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 387 221 руб. 70 коп., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно (пункт 3 статьи 391 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Как установлено судом первой инстанции, в собственности общества в спорный период находились земельные участки с разрешенным видом использования: "Для индивидуальной жилой застройки".

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%. По мнению налогового органа, общество не использует земельные участки по целевому назначению, а использует в предпринимательской деятельности, в связи с этим сумма земельного налога подлежит исчислению в соответствии со ставкой 1,5%.

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что земельные участки, являющиеся объектами налогообложения по спорному решению, расположены на территории города Казань.

Как указано в решении, согласно Актам обследования земельных участков органа муниципального контроля N 4528 от 14.08.2020, N 2824 от 02.06.2020, N 4531 от 15.08.2020, представленных Комитетом муниципальных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани земельные участки заявителя частично заняты деревьями, некоторые огорожены единым забором, частично ведутся строительные работы, частично заняты капитальными объектами. Общество с ограниченной ответственностью "Корнер" выступает застройщиком в отношении спорных земельных участков - по заказу и за счет граждан возводит индивидуальные жилые дома (коттеджный поселок "Брайт Парк").

Налоговые ставки по земельному налогу на территории города Казань установлены Решением Казанской городской Думы от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге" (далее - Решение N 5-26) и действовали в 2019 году.

Согласно пункту 1.3.1 Решения N 5-26 ставка земельного налога в размере 0,3% устанавливается в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Суд первой инстанции указал, что для применения пониженной ставки по земельному налогу с учетом повышающих коэффициентов в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства необходимо соблюдение одновременно двух условий:

- категория и вид разрешенного использования - для жилищного строительства;

- использование таких земельных участков по целевому назначению.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что, вопреки доводам налогового органа, непродолжительное владение обществом некоторыми из спорных земельных участков, как сами по себе, так и в совокупности с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", не дают оснований для изменения порядка исчисления налога с повышенной ставкой в 1,5%.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки общества предназначены для индивидуального жилищного строительства, однако, в связи с тем, что в настоящий момент заявителем ведется строительство жилых домов и права собственности на построенные объекты не зарегистрированы, им правомерно применяется налоговая ставка в размере 0,3% с повышающим коэффициентом 2.

Суд первой инстанции указал, что, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в соответствующей редакции) не предусматривал каких-либо ограничений ее применения для налогоплательщиков - коммерческих организаций.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения заявителем налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3% с повышающим коэффициент 2. Проверив контррасчет недоимки, произведенный заявителем, суд пришел к выводу о его корректности, и счел, что сумма земельного налога, подлежащая доначислению, составляет 33 198 руб., а налог в размере 7 739 193 руб. доначислен обществу неправомерно. Поскольку неуплаченная сумма налога составила 33 198 руб., штраф подлежит уплате обществом в размере 6640 руб., а сумма штрафа в размере 1 547 838 руб. начислена налоговым органом неправомерно

Отметив, что первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год представлена обществом 06.02.2020, то есть с нарушением срока, суд первой инстанции, исходя из неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога в 33 198 руб., определил сумму штрафа в размере 1660 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, сославшись также на классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540), указав, что в данном классификаторе отсутствует указание на то, что на землях с разрешенным использованием "Для индивидуального жилищного строительства" жилищное строительство могут вести только физические лица.

В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что для применения пониженной налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо учитывать целевой характер использования указанных участков, и в случае, если земельный участок, отнесенный к землям для индивидуального жилищного строительства, используется в предпринимательской деятельности, налогообложение осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, т.е. 1,5%. По мнению налогового органа, суды не приняли во внимание и не дали оценку доказательствам, свидетельствующим, что земельные участки были приобретены заявителем для их дальнейшей перепродажи с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следовательно, установление пониженной ставки по земельному налогу является налоговой льготой.

По смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога для индивидуального жилищного строительства устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей, а не для коммерческих организаций в целях извлечения прибыли.

ООО "Корнер" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которого является покупка и продажа недвижимого имущества.

Земельные участки были приобретены заявителем для строительства на них объектов капитального строительства и их дальнейшей перепродажи физическим лицам с целью получения прибыли, что свидетельствует об использовании земельных участков, объединенных в комплекс, в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли (получение дохода от продажи).

Суд кассационной инстанции отмечает, что налоговым органом также предоставлялись судам доказательства о систематическом снятии с учета (реализации) обществом земельных участков, а именно: в 2019 году - 36 земельных участков (коэффициент владения 3 - 5 месяцев), в 2020 году - 33 земельных участка (том 1 л.д. 8 - 29, 39 - 60, том 4 л.д. 3).

При рассмотрении настоящего дела суды не восприняли доводы налогового органа и указали, что цель приобретения земельного участка не влияет на правомерность применения пониженной ставки земельного налога.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом, поскольку он не соответствует смыслу норм налогового и земельного законодательства.

Он также не соответствует позиции Министерства финансов, изложенной в письмах от 21.02.2019 N 03-05-06-02/11312, от 03.04.2019 N 03-05-04-02/23083. Вывод судов также не соответствует судебной практике по подобным спорам, который нашел свое отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 307-ЭС20-16984, от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502.

Поскольку судами не проверен расчет, представленный налоговым органом, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А65-1304/2021 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Дело N А65-1304/2021 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

С.В.МОСУНОВ

 

Судьи

И.Ш.ЗАКИРОВА

Г.А.КОРМАКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок