Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2019 г. № Ф08-11737/2019 по делу № А53-5926/2019

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2019 г. № Ф08-11737/2019 по делу № А53-5926/2019

Налоговый орган начислил предпринимателю к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, полагая, что величиной дохода является сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Итог: требование удовлетворено, поскольку подлежал учету доход предпринимателя, уменьшенный на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

06.04.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2019 г. по делу N А53-5926/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Гусиковым В.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судебное поручение исполняет судья Парамонова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедило Д.А.), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (ОГРН 1096166000919, ИНН 6166069008) - Бегояна Б.С. (доверенность от 28.09.2019), Соколовой М.А. (доверенность от 26.09.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (ИНН 6141019936, ОГРН 1046141010794) - Соколовой М.А. (доверенность от 03.09.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Мясникова Сергея Петровича (ОГРНИП 316619600051496, ИНН 616608140453), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 25473 1, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2019 по делу N А53-5926/2019, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Мясников С.П. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - инспекция N 23) о признании незаконными решения от 09.08.2018 N 193677 о взыскании с расчетного счета денежных средств; действий (бездействий), выразившихся в начислении 143 251 рубля 78 копеек страховых взносов за 2017 год; обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - инспекция N 11) произвести перерасчет фиксированного страхового взноса исходя из 1% дохода свыше 300 тыс. рублей за 2017 год и пеней по нему; вернуть излишне взысканные фиксированные страховые взносы и пени, внести соответствующие изменения в лицевой счет налогоплательщика по соответствующему КБК (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 27.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция N 11.

Решением суда от 22.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2019, решение инспекции N 23 от 09.08.2018 N 193677 признано недействительным. Суд обязал инспекцию N 11 устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем перерасчета страховых взносов и пеней за 2017 год и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). С инспекции N 23 в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Судебные акты мотивированы тем, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.

В кассационной жалобе инспекция N 23 просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионного страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот период. Расходы, предусмотренные статьей 346.15 Кодекса, в таком случае не учитываются. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" (далее - постановление N 27-П) неприменимо к спорным правоотношениям. Ссылается на решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273.

В отзыве на жалобу инспекция N 11 поддерживает доводы жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители инспекций N 23 и 11 поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей инспекций, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель зарегистрирован 11.01.2016, состоит на налоговом учете в налоговом органе, является плательщиком единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (далее - единый налог), а также плательщиком страховых взносов.

Предприниматель получил 20.07.2018 от инспекции N 23 требование N 812913 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11.07.2018, содержащее сведения о наличии 126 978 рублей 50 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховых пенсий с 01.01.2017 и 8033 рублей 67 копеек пеней. Предпринимателю предложено уплатить недоимку до 31.07.2018.

Поскольку требование оставлено предпринимателем без исполнения, инспекция N 23 приняла решение от 09.08.2018 N 193677 о взыскании 135 012 рублей 17 копеек страховых взносов (126 978 рублей 50 копеек страховых взносов и 8033 рублей 67 копеек пеней).

Указанные недоимка и пени по страховым взносам списаны и перечислены со счета предпринимателя по инкассовому поручению от 09.08.2018 N 303791, платежным ордерам от 13.08.2019 N 1, 20.08.2018 N 2.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 21.12.2018 N 15-16/4629 жалоба предпринимателя на решение от 09.08.2018 N 193677, действия должностных лиц инспекции N 23 оставлена без удовлетворения.

Предприниматель обжаловал решение инспекции N 23 в арбитражный суд.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который с 01.01.2017 утратил силу. С этого момента порядок их исчисления и уплаты регулируется главой 34 Кодекса.

В силу статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса (пункт 3 статьи 420 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 430 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено названной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса.

В целях применения положений пункта 1 статьи 430 Кодекса для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса).

По общему правилу, установленному статьей 346.14 Кодекса, налогоплательщики, применяющие УСН, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14 Кодекса).

Статья 346.15 Кодекса регулирует порядок учета доходов для определения объекта налогообложения, а статья 346.16 Кодекса содержит перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении также разъяснил, что данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов, поскольку Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт "б" статьи 1), а Кодекс (в редакции, действовавшей до 01.01.2001) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункте 1 статьи 235 Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237 Кодекса).

В дополнение к изложенному Конституционный Суд Российской Федерации также сослался на правовую позицию, сформулированную в постановлении от 24.02.1998 N 7-П, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовой доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Суд отклонил доводы инспекции N 23 о недопустимости распространения правового подхода, изложенного в постановлении N 27-П, на предпринимателя, применяющего УСН, со ссылкой на правовые позиции, сформулированные в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937, 04.04.2017 N 301-КГ16-16732, 23.05.2017 N 308-КГ16-19401, 22.11.2017 N 303-КГ17-8359, 19.02.2019 N 306-КГ18-25467, 13.09.2019 N 308-ЭС19-15997, 305-ЭС19-15983, 29.10.2019 N 309-ЭС19-18969, 02.12.2019 N 310-ЭС19-16707.

С учетом этих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации Конституционного Суда Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что в целях определения размера подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов за 2017 год подлежал учету доход предпринимателя за этот период, уменьшенный на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженный в декларации за 2017 год.

Как установил суд, в спорном периоде предприниматель применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Принимая во внимание подтвержденные предпринимателем и не оспоренные инспекции доходы и расходы за 2017 год, суд установил, что общая величина страховых взносов, подлежащих уплате за 2017 год, составила 43 948 рублей 22 копейки.

Поскольку предприниматель фактически уплатил за 2017 год 46 949 рублей страховых взносов (23 400 рублей - фиксированный платеж и 23 549 рублей - страховые взносы; переплата составила 3 тыс. рублей 78 копеек), излишне взысканными суд счел 126 978 рублей 50 копеек страховых взносов. Инспекция N 23 данный расчет не опровергла.

Полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают. В рассматриваемом случае возложение на инспекцию N 11 обязанности устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем перерасчета страховых взносов и пеней за 2017 год и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, в порядке, установленном Кодексом является способом устранения нарушений прав и законных интересов предпринимателя.

Ссылки инспекции N 23 на письмо Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 с учетом отказа Верховного Суда Российской Федерации (решение от 08.06.2018 N АКПИ18-273) суд отклонил, руководствуясь статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд исходил из того, что воля предпринимателя фактически направлена на оспаривание решения от 09.08.2018 N 193677, а действия налогового органа по начислению страховых взносов, выраженные в направлении требования и выставленного на его основании решения о взыскании вытекают из требования об оспаривании ненормативного правового акта - решения от 09.08.2018 N 193677, то есть не подлежат самостоятельной оценке.

Суд также отметил отсутствие оснований в дополнительном указании необходимости внесения изменений в лицевой счет налогоплательщика, поскольку действия по перерасчету сумм задолженности и налогов заключаются именно во внесении достоверных сведений в лицевой счет налогоплательщика, следовательно, перерасчет является совокупным действием налогового органа, включающего в том числе и внесение в лицевую карту налогоплательщика соответствующих действительной налоговой обязанности сумм.

Суд апелляционной инстанции также отметил, что фактические обстоятельства по делу N А53-10829/2018 отличны от обстоятельств по настоящему делу.

Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов с учетом сформированного Верховным Судом Российской Федерации правового похода не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2019 по делу N А53-5926/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

 

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок