
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.09.2017 г. № Ф03-3313/2017
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.09.2017 г. № Ф03-3313/2017
Продление налоговой проверки как установлено судами предыдущих инстанций не носило формальный характер, а было направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля. Как обоснованно отмечено судами, продление срока проведения выездной налоговой проверки является правом налогового органа, реализуемым с целью всестороннего и более полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов.
04.10.2017Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20.09.2017 г. № Ф03-3313/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: И.М. Луговой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от акционерного общества "Авиационная компания "Восток" - Мишина О.Г., представитель по доверенности от 07.02.2017; Лесь-Нелина О.С., представитель по доверенности от 07.02.2017;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Селютина И.А., представитель по доверенности от 10.01.2017 N 05-30/00040;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиационная компания "Восток"
на решение от 04.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017
по делу N А73-18019/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Ю. Маскаева; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению акционерного общества "Авиационная компания "Восток" (ОГРН 1022701287509, ИНН 2724011561, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, тер. Аэропорт МВЛ)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41)
о признании недействительным решения от 11.02.2016 N 2 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки АО "Авиационная компания "Восток" до 4-х месяцев.
Акционерное общество "Авиационная компания "Восток" (далее - заявитель, АО "Авиакомпания "Восток", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.02.2016 N 2 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки АО "Авиационная компания "Восток" до 4-х месяцев.
Решением от 04.04.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "Авиакомпания "Восток" обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителями в суде кассационной инстанции, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов кассационной жалобы, заявитель ссылается на отсутствие оснований для продления сроков проведения выездной налоговой проверки, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 Приложения N 4 Приказа ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, и как следствие невозможности ее продления в соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс). Утверждает, что УФНС России по Хабаровскому краю выбрано конкретное основание, по которому принято оспариваемое решение о продлении срока проведения проверки - в связи с наличием в составе налогоплательщика обособленных подразделений, иные основания для продления проверки, указанные в мотивированном запросе инспекции от 09.02.2016 N 12-12/02109@ управлением не приняты в качестве достаточных, поскольку они не указаны в решении. Полагает, что судебными инстанциями указаны иные основания для продления проверки, а не те, которые приняты вышестоящим налоговым органом. Кроме того, общество считает, что оспариваемым решением нарушены его права, ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П.
КонсультантПлюс: примечание.В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ N 1434-О-О имеет дату 09.11.2010, а не 09.10.2010.
УФНС России по Хабаровскому краю представлен отзыв, представитель в судебном заседании выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает, что судами правильно применены нормы материального права. Ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.10.2010 N 1434-О-О приводит доводы о том, что продление проверки направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки. Обращает внимание суда на то, что в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.01.2012 содержатся сведения о пяти обособленных подразделениях общества, что соответствует подпункту 4 пункта 2 Приложения N 4 Приказа ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва к ней, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка АО "Авиакомпания "Восток" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех уплачиваемых обществом налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.09.2012 по 03.05.2015.
На основании мотивированного запроса инспекции от 09.02.2016 N 12-12/02109@, УФНС России по Хабаровскому краю принято решение от 11.02.2016 N 2 о продлении выездной налоговой проверки на срок до четырех месяцев. Общество, не согласившись с указанным решением, обжаловало его в Федеральную налоговую службу. Решением ФНС России от 02.12.2016 жалоба АО "Авиакомпания "Восток" оставлена без удовлетворения.
Считая решение УФНС России по Хабаровскому краю от 11.02.2016 N 2 незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, статьи 89 НК РФ, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Приложением N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (в котором установлены основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки), учли правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О, исходили из того, что у налогового органа были основания для принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки ООО Авиакомпания "Восток" до 4-х месяцев.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приложением N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, установлены основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции установили, что инспекция, обращаясь с мотивированным запросом от 09.02.2016 N 12-12/02109@ в УФНС России по Хабаровскому краю, подробно указала основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки: общество (в проверяемом периоде) относилось к категории крупнейших налогоплательщиков; наличие нескольких филиалов, длительность проверяемого периода (три года, по НДФЛ - с 01.09.2012 по 31.05.2015); значительный объем проверяемых и анализируемых документов; проведение выездной налоговой проверки по всем видам уплачиваемых организацией налогов. Кроме того, продление проверки вызвано необходимостью проведения ряда мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов общества; проведения почерковедческих экспертиз.
Судебными инстанциями установлено, в проверяемом периоде АО "Авиакомпания "Восток", являлось крупнейшим налогоплательщиком и по состоянию на 01.01.2012 имело пять обособленных подразделений. Согласно акту выездной налоговой проверки от 13.07.2016 N 12-12/8 в период продления проверки инспекцией проведены дополнительные мероприятия налогового контроля: допросы свидетелей, почерковедческие экспертизы (постановления о назначении экспертиз от 15.03.2016 N 12-12/04360, N 12-12/04361, N 12-12/04362), направлялось требование о представлении документов.
Таким образом, продление налоговой проверки как установлено судами предыдущих инстанций не носило формальный характер, а было направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля.
Как обоснованно отмечено судами, продление срока проведения выездной налоговой проверки является правом налогового органа, реализуемым с целью всестороннего и более полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для продления сроков проведения выездной налоговой проверки, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 Приложения N 4 Приказа ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ являлся предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции исходили из ряда установленных по делу обстоятельств, которые в совокупности указывают на наличие оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки АО "Авиакомпания "Восток" до 4-х месяцев, в связи с чем вывод суда о законности решения УФНС России по Хабаровскому краю от 11.02.2016 N 2 является правильным.
Доказательств того, что оспариваемым решением УФНС России по Хабаровскому краю каким-либо образом нарушены права и законные интересы общества в материалах дела не имеется.
Ссылка подателя жалобы на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П, выводов судов не опровергает и не свидетельствует о нарушении норм права, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле доказательств.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы подробным образом аргументированы сделанные выводы.
Фактически приведенные обществом в кассационной жалобе доводы направлены исключительно на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 04.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу N А73-18019/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Т.Н.НИКИТИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Н.В.МЕРКУЛОВА
Темы: Выездные проверки  
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
Комментарии