
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2017 г. № А40-202673/2016
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2017 г. № А40-202673/2016
Суды пришли к правильному выводу о том, что требование о признании обоснованной налоговой задолженности не может быть заявлено налоговым органом в связи с отсутствием такого права, то есть не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, следовательно, производство по делу в указанной части согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению. Исходя из положений ст. 45 НК РФ, подтверждение обоснованности налоговой задолженности является основанием для ее взыскания без необходимости установления судом в качестве отдельно заявленного налоговым органом требования, то есть обоснованность налоговой задолженности является основанием иска, а не его предметом.
28.08.2017Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2017 г. по делу N А40-202673/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2017 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Егоровой Т.А.,
судей: Дербенева А.А., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Калитвенцева Надежда Николаевна, доверенность, удостоверение,
от ответчиков: нет представителей,
рассмотрев 12 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области
на решение от 21 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лариным М.В.,
на постановление от 07 апреля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Каменецким Д.В., Поташовой Ж.В.,
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области
о взыскании денежных средств
к 1) ДОСААФ России; 2) ПОУ "Льговская автомобильная ДОСААФ России"
установил:
Межрайонная ИФНС России N 2 по Курской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованиями:
- к ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России (налогоплательщик, организация) о признании обоснованной задолженности по налоговым обязательствам в размере 3 143 787, 4 руб.,
- к ДОСААФ России о взыскании в порядке субсидиарной ответственности недоимки, пеней и штрафов по минимальному налогу, транспортному и земельному налогам в размере 3 143 787, 4 руб. за ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2016 производство по делу в части требований к ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России о признании обоснованной задолженности по налоговым обязательствам в размере 3 143 787, 4 руб. прекращено.
В удовлетворении требований Инспекции к ДОСААФ России о взыскании в порядке субсидиарной ответственности недоимки, пеней и штрафов по минимальному налогу, транспортному и земельному налогам в размере 3 143 787, 4 руб. за ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, инспекция обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ДОСААФ России и ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекция, установив наличие у налогоплательщика недоимки, пеней и штрафов по минимальному налогу, подлежащему уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортному и земельному налогам в размере 3 143 787, 4 руб., образовавшейся в результате неуплаты налогов по декларациям за 2014, 2015 годы и начислениям налогов, пеней и штрафов по налоговым проверкам (решения от 07.10.2014), осуществила все предусмотренные ст. ст. 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ меры по принудительному взысканию данной налоговой задолженности, в том числе: направила требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; вынесла решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, направив в банки инкассовые поручения, которые были помещены в картотеку ввиду отсутствия денежных средств на счетах; вынесла и направила в службу судебных приставов постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), которые были возвращены ввиду отсутствия у должника имущества.
После возврата судебными приставами-исполнителями постановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) по причине отсутствия имущества инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу в части требований к ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России, суды исходили из того, что законом не предусмотрено право на обращение в суд с требованием о признании обоснованной налоговой задолженности, соответственно, данное требование не может быть заявлено налоговым органом в связи с отсутствием такого права. В удовлетворении требований о взыскании в порядке субсидиарной ответственности недоимки, пеней и штрафов по минимальному, транспортному и земельному налогам отказано, так как должник не находится в стадии ликвидации, у налогового органа отсутствует право на подачу заявления о взыскании задолженности с его учредителя в порядке субсидиарной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ, возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите, в иных случаях прямо предусмотренных настоящим Кодексом и ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах).
При этом, судами обоснованно указано, что положениями НК РФ и Закона о налоговых органах не предусмотрено право на обращение в суд с требованием о признании обоснованной налоговой задолженности.
Из системного толкования пп. 14 п. 1 ст. 31 и ст. 45 НК РФ усматривается, что реализация права налоговых органов на взыскание налоговой задолженности реализуется путем предъявления заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражный суд в порядке, установленном главой 26 АПК РФ, положениями которой не предусмотрено права на обращение в арбитражный суд налоговых органов с требованием о признании обоснованной налоговой задолженности (ст. ст. 29, 219 АПК РФ).
Кроме того, суды правильно указали, что исходя из положений ст. 45 НК РФ, подтверждение обоснованности налоговой задолженности является основанием для ее взыскания без необходимости установления судом в качестве отдельно заявленного налоговым органом требования, то есть обоснованность налоговой задолженности является основанием иска, а не его предметом.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что требование о признании обоснованной налоговой задолженности не может быть заявлено налоговым органом в связи с отсутствием такого права, то есть не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, следовательно, производство по делу в указанной части согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Судами также правомерно отказано в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ДОСААФ России в порядке субсидиарной ответственности налоговой задолженности.
При этом судами правильно применены статьи 45, 49 НК РФ, статьи 56, 123.23 ГК РФ, правовая позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суды, учитывая положения ст. ст. 45, 49 НК РФ, ст. ст. 56, 123.23 ГК РФ, правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", обоснованно указали, что единственным случаем, когда у налогового органа возникает право на обращение в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности с учредителя частного учреждения в порядке субсидиарной ответственности будет являться недостаточность средств у такого учреждения при его ликвидации для выплаты всем кредиторам, в том числе налоговому органу, при условии установления данного обстоятельства ликвидационной комиссией или судом.
Иных случаев возникновения у налогового органа права на обращение в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности не с налогоплательщика, а с его учредителя, налоговое законодательство не содержит.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания в порядке субсидиарной ответственности с ДОСААФ России недоимки, пеней и штрафов по минимальному налогу, транспортному и земельному налогам в размере 3 143 787, 4 руб. за ПОУ Льговская автошкола ДОСААФ России.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
В кассационной жалобе инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций и правомерно были отклонены им как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2017 года по делу N А40-202673/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Т.А.ЕГОРОВА
Судьи
А.А.ДЕРБЕНЕВ
Д.В.КОТЕЛЬНИКОВ
Темы: Ответственность за нарушение налогового законодательства  Пеня  Порядок взыскания налогов  
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 24.12.2024 С 2025 года пени будут начисляться по новым правилам
- 02.12.2024 Юрист напомнил, что пени за просроченные налоги начинают начислять 3 декабря
- 08.02.2024 В ФНС рассказали, кому отменят пени по «декабрьским» налогам
- 27.03.2025 На Ставрополье объем налогов от МСП увеличился на 21%
- 25.03.2025 В Москве из списка облагаемой налогом недвижимости исключено 164 объекта
- 29.01.2025 Неправомерное списание денег с ЕНС ФНС обязана компенсировать
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 06.12.2024 ФНС начислила в 2,5 раза больше пеней и штрафов в 2024 году
- 16.02.2023 Минфин сообщил, как ЕНС повлиял на правила расчета пеней
- 10.04.2019 Как отразить поступившие в бюджет доходы от уплаты неустойки?
- 20.02.2025 Серая аренда: что грозит за неуплату налогов со сдачи жилья
- 29.11.2023 Когда надо платить: процедура доначисления налогов
- 22.12.2021 Может ли заявление о признании должника банкротом быть подано кредитором (налоговый орган) по требованию, срок давности которого истек на дату подачи заявления?
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 20.10.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген
- 13.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на фиктивность созданного налогоплательщиком документооборота и отсутствие реальности хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 27.03.2023
Налогоплательщик документально
не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност
- 22.02.2023
Налоговый орган
доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены
- 04.05.2025
По мнению
учреждения, налоговый орган после включения задолженности в его ликвидационный баланс не принял мер по ее взысканию, возможность ее взыскания в принудительном порядке утрачена.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как не установлено правовых оснований для списания задолженности, учреждение не ликвидировано, отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утратил воз
- 02.03.2025
Требование мотивировано
ответчиком тем, что общество в установленный срок не представило документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности. Полный комплект документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, страховой тариф, представленный позже, ответчиком не рассмотрен.Итог: требование удовлетворено, поскольку доначисление обществу страховых взносов в повышенном размере
- 19.01.2025
Налоговый орган
сообщил обществу о наличии у него недоимки по НДС и пеням. Общество указало, что налоговый орган в установленные НК РФ сроки не принял меры по взысканию задолженности, требование об уплате основного долга выставил по прошествии более трех лет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку учтено неоднократное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по НДС,
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 22.02.2019 Письмо Минфина России от 17 января 2019 г. № 03-02-07/1/1861
- 24.01.2019 Приказ ФНС России от 17 декабря 2018 г. № ММВ-7-8/809@
- 13.05.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2848
- 06.02.2025 Письмо Минфина России от 22.11.2024 г. № 03-02-08/116480
- 16.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-02-08/124500
Комментарии