Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2012 г. № А32-46474/2011

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2012 г. № А32-46474/2011

Обществом на государственную регистрацию ликвидации представлен полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Суды обоснованно отклонили довод инспекции о том, что в отношении общества не окончена налоговая проверка, в связи с чем отраженные в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности по налогам являются недостоверными. Налоговая проверка завершается составлением акта, однако обязанность по уплате сумм налогов возможна только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки. Составление акта проверки не может являться свидетельством наличия у общества задолженности. Таким образом, на момент представления обществом заявления о государственной регистрации ему не могло быть известно о претензиях налогового органа, доказательства наличия задолженности общества перед бюджетом в материалах дела отсутствуют.

21.10.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.10.2012 г. № А32-46474/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Селена" (ИНН 2320187633, ОГРН 1102366009195), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (ИНН 2319037129, ОГРН 1062319004472), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 (судья Сидорова И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-46474/2011, установил следующее.

ЗАО "Селена" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 15.11.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) документов; обязать налоговую инспекцию внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества; взыскать с налоговой инспекции в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 тыс. рублей.

Решением от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2012, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что общество представило в налоговую инспекцию все необходимые документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для отказа в совершении действий по регистрации.

В кассационной жалобе инспекция просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению заявителя, суды необоснованно отклонили довод инспекции о недостоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе общества.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что на внеочередном общем собрании акционеров общества от 12.07.2011 принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор.

Объявление о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 27.07.2011 N 29. 22 июля 2011 года налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора, о чем заявителю выданы свидетельства серии 23 N 007140773, серии 23 N 007140774.

29 сентября 2011 года проведено внеочередное общее собрание акционеров общества, на котором принято решение об утверждении промежуточный ликвидационного баланса общества в связи с истечением сроков предъявления требований кредиторов с момента опубликования сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации". Промежуточный ликвидационный баланс утвержден 29.09.2011.

30 сентября 2011 года проведено внеочередное общее собрание акционеров общества, на котором принято решение об утверждении ликвидационного баланса общества. Ликвидационный баланс утвержден 30.09.2011. В этот же день общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, представив ликвидационный баланс по состоянию на 30.09.2011.

28 октября 2011 года налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 23 N 008176629.

15 ноября 2011 года налоговая инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Отказ мотивирован тем, что ликвидационный баланс считается не представленным, так как существует задолженность перед бюджетом.

Полагая, что отказ налоговой инспекции в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды обоснованно исходили из положений гражданского законодательства и Закона N 129-ФЗ, регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В пунктах 1 и 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Как видно из материалов дела и установлено судами, на внеочередном общем собрании акционеров общества принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор; инспекция уведомлена о ликвидации юридического лица, поскольку обществом в инспекцию представлены соответствующие документы. Сообщение о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".

Удовлетворяя требования общества, суды правомерно исходили из того, что инспекция в установленный срок не заявила требования в качестве кредитора общества в отношении имеющейся у последнего задолженности, не представила доказательств обращения к ликвидатору общества с заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона.

Как установлено судами, обществом на государственную регистрацию ликвидации представлен полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Суды обоснованно отклонили довод инспекции о том, что в отношении общества не окончена налоговая проверка, в связи с чем отраженные в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности по налогам являются недостоверными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Налоговая проверка завершается составлением акта, однако обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки. Составление акта проверки 16.05.2012 и направление его налогоплательщику не может являться свидетельством наличия у общества задолженности.

Таким образом, на момент представления обществом заявления о государственной регистрации 30.09.2011 ему не могло быть известно о претензиях налогового органа, доказательства наличия задолженности общества перед бюджетом в материалах дела отсутствуют.

При этом суды справедливо отметили, что промежуточный ликвидационный баланс, содержащий аналогичные с отраженными в ликвидационном балансе сведения, налоговая инспекция сочла достоверным, внеся 28.10.2011 в ЕГРЮЛ соответствующую запись.

Кроме того, положения главы 4 Кодекса, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривают проведение выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве обязательного условия государственной регистрации такого юридического лица в связи с ликвидацией.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования, поскольку инспекция не доказала, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом и налоговый орган принял необходимые меры по взысканию этой задолженности, в установленном порядке заявив требование о наличии задолженности как кредитор общества.

Суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, доводам инспекции и пришли к правомерному выводу о незаконности обжалуемого отказа в государственной регистрации. Выводы, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки суд кассационной инстанции не имеет.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А32-46474/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.И.ФЕФЕЛОВА

Судьи

В.В.АВАРЯСКИН

Е.В.УЛЬКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок