Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2012 г. № А15-2103/2011

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2012 г. № А15-2103/2011

Законны и обоснованны выводы судебных инстанций в части неправомерного начисления министерству пени по НДФЛ после 1 января 2011 года, поскольку период проверки министерства был с 1января 2008 года по 1 января 2011 года, а начисление пени произведено за период, не вошедший в период налоговой проверки.

13.09.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.08.2012 г. № А15-2103/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Махачкалинского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ИНН 0560023191, ОГРН 1020502458580), заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 103050262361) и Федеральной налоговой службы (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 70459 - 70461; информация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.02.2012 (судья Батыраев Ш.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А15-2103/2011, установил следующее.

Махачкалинское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 14.06.2011 N 05-13/54 в части, не отмененной решением Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 02.09.2011 N ЯК-4-9/14329@, и пунктов 1 и 3 решения ФНС России от 02.09.2011 N ЯК-4-9/14329@.

Решением суда от 10.02.2012 требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2012 производство по делу прекращено в части отказа министерства от заявления в части признания недействительным пункта 5 решения ФНС России от 02.09.2011 N ЯК-4-9/14329@; в остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебные акты мотивированы отсутствием вины министерства в несвоевременном перечислении НДФЛ в доход бюджета, что является основанием для освобождения от налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации; пеня по статье 75 Кодекса начислена за период, не входящий в период налоговой проверки. Выплаты за проезд сотрудников министерства к месту проведения отдыха и обратно носят компенсационный характер и обложению НДФЛ не подлежат.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе министерству в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что выводы судов об отсутствии оснований для начисления пени и привлечения министерства к ответственности за нарушение срока перечисления НДФЛ в доход бюджета противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Суды неправильно применили нормы материального права и сделали необоснованный вывод о том, что не облагается НДФЛ денежная компенсация сотрудникам министерства стоимости проезда, выплачиваемая им при переезде к месту проведения отпуска. Суд апелляционной инстанции не дал оценку доводам управления, изложенным в апелляционной жалобе, и согласился с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство и ФНС России не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.

До рассмотрения кассационной жалобы от управления поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, обоснованное тем, что дата рассмотрения дела приходится на дни окончания месяца Рамадан (по мусульманскому календарю) и празднования мусульманского праздника Ураза Байрам. Министерство направило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы ввиду невозможности обеспечения явки в судебное заседание представителя - юрисконсульта, пребывающего в очередном отпуске.

Ходатайства подлежат отклонению, поскольку препятствия для рассмотрения кассационной жалобы отсутствуют. Кроме того, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 10 часов 00 минут 16.08.2012, объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 23.08.2012 в целях предоставления возможности участвующим в деле лицам обеспечить явку представителей в судебное заседание, продолженное по окончании религиозного праздника.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело выездную налоговую проверку министерства по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДФЛ за период с 01.01.2008 по 01.01.2011, по результатам которой составило акт от 06.05.2011 N 05-13/54 и приняло решение от 14.06.2011 N 05-13/54 о начислении 293 305 рублей НДФЛ, 32 729 рублей пени и 58 661 рубля штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением ФНС России от 02.09.2011 N ЯК-4-9/14329@ решение управления от 14.06.2011 N 05-13/54 изменено путем отмены в части предложения уплатить недоимку по НДФЛ на выплату пособия на содержание детей в детских садах, на выплату компенсации на приобретение путевок, соответствующих сумм пеней и штрафов; в остальной части решение управления оставлено без изменения, а апелляционная жалоба министерства - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации министерство обжаловало решения управления и ФНС России в арбитражный суд.

Суды установили все фактические обстоятельства дела, полно, всесторонне их исследовали, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и приняли законные и обоснованные судебные акты, правомерно исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые НДФЛ. Данные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие суммы налога.

Согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в доход бюджета суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Суды установили, что с учетом переплаты по НДФЛ в сумме 611 797 рублей по состоянию на 30.12.2010 у министерства образовалось 181 130 рублей задолженности по НДФЛ, удержанного с выплаченной сотрудникам министерства разовой премии за 2010 год, начисленной 28.12.2010 на основании приказа от 28.12.2010 N 180. Общая сумма премии составила 6 099 442 рубля 13 копеек, в том числе 792 927 рублей НДФЛ (792 927 рублей - 611 797 рублей = 181 130 рублей). Часть премии перечислена на банковские счета сотрудников (платежное поручение от 28.12.2010 N 1349), а часть - снята в кассу по заявке на получение наличных денег от 29.12.2010 N 78. Платежи проведены через Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан 29.12.2010 (выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств от 29.12.2010 N 03031423200). Премия поступила сотрудникам министерства, имеющим пластиковые карты, на расчетные счета 30.12.2010 и выплачена сотрудникам министерства, не имеющим пластиковые карты, путем выдачи наличных средств из кассы 29.12.2010 (расчетно-платежные ведомости за декабрь 2010 года).

Письмом от 20.12.2010 N 06-23/5241 Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан довело до распорядителей (получателей) бюджетных средств информацию о том, что согласно графику совершения операций в конце 2010 года, сформированному в соответствии с нормативными правовыми актами и письмами Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Центрального банка Российской Федерации по вопросу завершения исполнения федерального бюджета, 29.12.2010 является последним днем представления в органы Федерального казначейства платежный и иных документов для осуществления операций по выплатам за счет наличных денег. При этом дата составления документа в поле "дата" платежного документа не должна быть позднее 29.12.2010.

В данном случае суды правильно применили статьи 106 и 109 Налогового кодекса Российской Федерации к установленным по данному эпизоду обстоятельствам и с учетом письма Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 20.12.2010 N 06-23/5241 сделали обоснованный вывод о том, что министерство объективно не имело возможности перечислить в доход бюджета 181 130 рублей удержанного НДФЛ, поскольку последним днем представления в органы Федерального казначейства платежных документов являлся 29.12.2010, все остатки денежных средств на лицевом счете министерство получило 30.12.2010 наличными через ГРКЦ НБ РБ.

Суды указали, что министерство самостоятельно выявило задолженность по НДФЛ в сумме 181 130 рублей и перечислило налог в доход бюджета при поступлении денежных средств на расчетный счет в январе 2011 года (выписка из лицевого счета на 13.01.2011) и до выплаты заработной платы за январь 2011 года платежными поручениями от 20.01.2011 N 425-434 и от 24.01.2011 N 634-641 перечислило НДФЛ за январь 2011 года с учетом задолженности за 2010 год.

Законны и обоснованны выводы судебных инстанций в части неправомерного начисления министерству пени по НДФЛ после 01.01.2011, поскольку период проверки министерства - с 01.01.2008 по 01.01.2011, а начисление пени произведено за период, не вошедший в период налоговой проверки.

По эпизоду начисления министерству 94 396 рублей НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа суды правомерно исходили из того, что суммы оплаты стоимости проезда сотрудников органов внутренних дел к месту проведения отпуска и обратно не подлежат налогообложению согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" (действовал до 01.03.2011) до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел), в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции".

Согласно статье 45 Положения о службе в органах внутренних дел сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска (лечения) и обратно по следующим видам отпусков: очередной ежегодный; по болезни; каникулярный (один раз в год); в связи с окончанием учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу статьи 46 Положения о службе в органах внутренних дел одному из членов семьи сотрудника органов внутренних дел один раз в два года оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно.

Порядок реализации данной нормы определен Положением о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также личного имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 716.

К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили нормы права и правомерно удовлетворили требования министерства.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы управления не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.02.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 по делу N А15-2103/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДРАБО

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Л.А.ТРИФОНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок