Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2011 г. № А39-3563/2010

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2011 г. № А39-3563/2010

Деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с предоставлением осужденным гражданам и их родственникам на возмездной (безвозмездной) основе помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий, не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию, предусмотренной в подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

21.09.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.09.2011 г. № А39-3563/2010

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2011.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.02.2011,

принятое судьей Насакиной С.Н., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011,

принятое судьями Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,

по делу N А39-3563/2010

по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"

(ИНН: 1308079679, ОГРН: 1021300659962)

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия от 05.03.2010 N 5

в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике

Мордовия от 17.05.2010 N 02-16/04956 и

установил:

Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в "статье 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия (далее - Инспекция) от 05.03.2010 N 5 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 17.05.2010 N 02-16/04956 в части предложения уплатить 518 200 рублей налога на прибыль, 107 948 рублей единого налога на вмененный доход, 81 698 рублей 44 копейки пеней и штрафов по "пункту 1 статьи 122" и "статье 123" Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.02.2011 заявленное требование удовлетворено частично: решение Инспекции от 05.03.2010 N 5 (в редакции решения Управления от 17.05.2010 N 02-16/04956) признано недействительным в части предложения уплатить 518 200 рублей налога на прибыль, 107 948 рублей единого налога на вмененный доход, 81 698 рублей 44 копейки пеней и 166 357 рублей налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы считает, что Учреждение является плательщиком единого налога на вмененный доход в отношении вида деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию граждан с площади помещения 239 квадратных метров (2-й этаж); включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль затрат по содержанию общежития гостиничного типа в сумме 1 791 014 рублей является необоснованным, так как данный вид деятельности подпадает под действие "главы 26.3" "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Инспекции, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии со "статьей 163" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 31.08.2011.

Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой составила акт от 28.01.2009 N 1.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что Учреждение в 2008 году оказывало услуги по временному размещению физических лиц в комнатах для свиданий с осужденными гражданами в здании общежития гостиничного типа, расположенного по адресу: п. Явас, ул. Чернореченская, д. 18. С полученных от данной деятельности доходов Учреждение уплачивало налоги по общей системе налогообложения.

По мнению Инспекции, данный вид предпринимательской деятельности подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, в связи с чем Учреждению доначислен указанный налог в сумме 139 513 рублей 92 копеек.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 05.03.2010 N 5 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности на основании "пункта 1 статьи 122" и "статьи 123" Налогового кодекса в виде штрафа в общей сумме 175 621 рубль. В этом же решении Учреждению предложено уплатить 878 105 рублей 02 копейки недоимки по налогам и 143 485 рублей пеней.

Решением Управления от 17.05.2010 N 02-16/04956 решение нижестоящего налогового органа изменено: сумма штрафа уменьшена до 174 357 рублей, сумма пеней - до 141 535 рублей, сумма налогов - до 871 784 рублей 86 копеек.

Учреждение не согласилось с решением Инспекции от 05.03.2010 N 5 (в редакции решения Управления от 17.05.2010 N 02-16/04956) и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь "статьями 346.26", "346.27", "346.28" Налогового кодекса Российской Федерации, "статьями 50", "298" Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу об отсутствии у Учреждения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход по деятельности, связанной с оказанием услуг по временному размещению и проживанию граждан, в связи с использованием в объекте предоставления данных услуг площади помещений для временного размещения и проживания более 500 квадратных метров.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров.

Согласно "статье 346.27" Кодекса к объектам предоставления услуг по временному размещению и проживанию относятся здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

При этом под помещением для временного размещения и проживания понимается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов).

В соответствии со "статьей 11" Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

В "статье 89" Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, осужденные к лишению свободы, имеют право на краткосрочные свидания и длительные свидания с родственниками продолжительностью трое суток при соблюдении осужденными определенных условий, с возможностью совместного проживания с ними на территории исправительного учреждения. В предусмотренных Уголовно-исполнительным "кодексом" Российской Федерации случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Предоставление осужденным краткосрочных и длительных свиданий с родственниками осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы в порядке и на условиях, предусмотренных, в частности, приказами Минюста России от 03.11.2005 "N 205" "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и от 06.10.2006 "N 311" "Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы".

Таким образом, организация краткосрочных и длительных свиданий осужденных к лишению свободы граждан с родственниками и создание для этого необходимых условий (в том числе предоставление соответствующих помещений) является одной из функций учреждений уголовно-исполнительной системы согласно уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации.

В связи с этим деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с предоставлением осужденным гражданам и их родственникам на возмездной (безвозмездной) основе помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий, не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию, предусмотренной в "подпункте 12 пункта 2 статьи 346.26" Кодекса, и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

С учетом изложенного у Инспекции не было правовых оснований для начисления Учреждению данного налога по обжалуемому эпизоду.

Выводы судов относительно рассматриваемых правоотношений являются неверными, вместе с тем это не привело к принятию неправомерных судебных актов о признании решения налогового органа недействительным в обжалуемой части.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании "подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь "статьями 287 (пунктом 1 части 1)" и "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.02.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу N А39-3563/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

И.В.ЧИЖОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать