Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2011 г. № А15-1804/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2011 г. № А15-1804/2010

ИФНС нарушила процедуру взыскания задолженности с организации. Исковые требования налогоплательщика были удовлетворены.

12.05.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03.05.2011 г. № А15-1804/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Даггаз" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Махачкале Республики Дагестан (ИНН 0570000010, ОГРН 1100560000420), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших ходатайства о слушании дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Махачкале Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2010 (судья Алиев А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Марченко Л.В.) по делу N А15-1804/2010, установил следующее.
ОАО "Даггаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения и постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Махачкале Республики Дагестан (далее - налоговая инспекция) от 22.03.2010 N 191 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 03.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2011, признаны недействительными оспариваемые ненормативные акты. Суды пришли к выводу о нарушении налоговой инспекцией процедуры взыскания задолженности с налогоплательщика.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что налоговая инспекция приняла оспариваемые решение и постановление в связи с отсутствием информации о счетах налогоплательщика, а не в связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика в банках, как посчитал суд. Налоговая инспекция представила доказательства отправки требований налогоплательщику. Налоговым "кодексом" Российской Федерации не предусмотрено направление с уведомлением о вручении. Выводы суда о том, что общество представило сведения об открытых счетах в налоговую инспекцию, ошибочны и противоречат материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция выставила в адрес общества требования от 24.02.2009 N 12461, от 18.09.2009 N 2255, от 17.02.2010 N 19922 об уплате транспортного налога и пеней.
В установленный срок общество не исполнило указанные требования.
Отсутствие информации о счетах плательщика в банках общества послужило основанием для вынесения налоговым органом решения и постановления от 22.03.2010 N 191 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества общества.
В соответствии со "статьями 137" и "138" Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно "пункту 1 статьи 46" Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Согласно "пункту 7 статьи 46" Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со "статьей 47" Кодекса.
В силу "статьи 47" Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным "законом" от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных указанной "статьей".
В силу приведенных норм Налогового "кодекса" Российской Федерации налоговая инспекция вправе принять решение о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия исчерпывающих мер по взысканию налогов за счет денежных средств налогоплательщика и при наличии доказательств, подтверждающих отсутствие или недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика, или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция не принимала решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках.
Возражая против удовлетворения заявления общества, налоговая инспекция ссылалась на отсутствие у нее информации о счетах налогоплательщика, что, по ее мнению, является основанием для вынесения оспариваемых решения и постановления о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Между тем у общества на момент принятия оспариваемого решения налоговой инспекции имелись расчетные счета, что подтверждено в справке от 30.08.2010: два счета открыты в 2007 году, один - в 2008 году, два - в 2009 году и один в 2010 году. Доводы о том, что общество в установленный срок не сообщило налоговому органу сведения об этих счетах, налоговая инспекция в кассационной жалобе не приводит, соответствующие доказательства не представляет. Налоговая инспекция не опровергла представленные обществом доказательства нахождения на его расчетном счете значительных денежных средств, достаточных для уплаты по требованиям налоговой инспекции.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие налоговой инспекцией каких-либо действий по установлению сведений о наличии счетов налогоплательщика.
Кроме того, налоговая инспекция, приняв решение о взыскания за счет имущества от 22.03.2010, пропустила пресекательный срок (1 год) принятия такого решения по требованию от 24.02.2009 N 12461 (срок исполнения до 16.03.2009), не представила надлежащие доказательства направления обществу этого требования (список об отправке требования от 24.02.2009 N 12461 в числе других заказных писем датирован 2010 годом).
Таким образом, вывод судов о нарушении налоговой инспекцией процедуры взыскания задолженности с налогоплательщика является правильным, что влечет недействительность решения и постановления о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, поэтому суды правильно удовлетворили требования общества.
В кассационной жалобе налоговый орган документально не опроверг обстоятельства, установленные судом первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу "статей 286", "287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену или изменение обжалуемых судебных актов ("часть 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А15-1804/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.Г.КАЛАШНИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок