Регистрация юрлиц и ИП доступна через Интернет
Новые правила сэкономят деньги и время
18.10.2011Российский налоговый порталРеализация «электронного правительства» продвинулась на еще один шаг вперед. Теперь через Интернет можно осуществлять регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Приказ Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 г. № ЯК-7-6/489@ регламентирует порядок обмена электронными документами при осуществлении регистрационных действий в электронном виде (далее – Порядок).
Воспользоваться подобным новшеством могут лица, выступающие в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (далее – Закон о госрегистрации) заявителями при регистрации юридического лица, гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, в следующем порядке.
Участниками электронного взаимодействия при осуществлении процедуры регистрации юридического лица или ИП являются:
1. Лица, которым дано право выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица (ст. 9 Закона о госрегистрации). Пунктом 1.3 ст. 9 к таковым отнесены: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (и) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
2. Заявителем о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть сам гражданин, который получает данный юридический статус (п. 1.5 Закона о регистрации). Гражданин может также воспользоваться услугой по регистрации через сеть Интернет (п. 2 Порядка).
3. Нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов.
4. Инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
5. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).
Нотариус в процессе электронной регистрации, как и в процедуре обычной (бумажной) регистрации необходим, поскольку именно он удостоверяет подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации. А вот направлять в регистрирующий орган электронные документы, необходимые для регистрации юридических лиц и ИП могут, как заявители, так и нотариусы после проведения необходимых действий по удостоверению подписи заявителя. Операции эти Порядком именуются «обменом электронными документами», которые в соответствии с п. 4 Порядка должны иметь электронную подпись.
Электронную цифровую подпись в Российской Федерации могут иметь как граждане и юридические лица, так и нотариусы (Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Без ЭЦП у всех участников электронного документооборота электронная регистрация невозможна
Направление документов в соответствии с п. 5 Порядка осуществляется через сайт ФНС России, а также допускается использование портала государственных услуг. При этом документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными Порядком. П. 9 Порядка указывает на то, что электронные документы направляются в регистрирующий орган в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Причем документы, содержащие несколько страниц, должны быть помещены в один файл формата TIF (нечто наподобие старого правила о подаче прошнурованных многостраничных документов в регистрирующий орган).
На первый взгляд, такой подход к совершению регистрационных действий с ЕГРЮЛ и ЕГРИП намного упрощает порядок взаимоотношений ФНС и хозяйствующих субъектов, поскольку применение сети Интернет может сэкономить деньги и время. Особенно это актуально для больших компаний, которые периодически регистрируют филиалы, представительства, осуществляют изменения в отношении уставного капитала, руководства предприятия и места регистрации юридического лица. Но с другой стороны власти могут подстерегать серьезные трудности в реализации такого проекта. Осуществление проекта поручено ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Данная организация также занимается разработкой и совершенствованием специального программного обеспечения для подачи налоговых деклараций «Налогоплательщик ЮЛ», внедрение которого в свое время сопровождалось трудностями и упреками пользователей на специальном форуме сайта ФГУП ГНИВЦ ФНС России.
Кстати, в 2011 г. сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию» действует лишь для Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской и Тульской областей, поскольку в названных регионах проходит опытная эксплуатация программного обеспечения «Электронная регистрация». Без названного ПО направление при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронных документов невозможно.
Предложения интересные, но в реализации могут быть весьма затруднительные
Уходит старый 2011 год, который принес нам немало важных новостей



