Фирмы-однодневки: как минимизировать риски?
Сотрудничество, построенное на доверии, – самая опасная традиция современного бизнеса
01.08.2011Российский налоговый порталСотрудничество, построенное на доверии, – пожалуй, самая опасная традиция современного бизнеса. Так сложилось, что боясь «спугнуть» своих партнеров излишней предусмотрительностью, предприниматели порой насильно подавляют в себе подозрительность. И это при том, что в России каждая вторая фирма-однодневка – та, которая создается либо для организации «серых схем», либо для отмывания денег.
Бизнес малый, риски большие
Крупные компании в этом плане более настойчивы, чем представители малого бизнеса. Это и не удивительно, поскольку через лидеров рынка проходят сотни контрагентов, и было бы крайне рискованно верить всем партнерам на слово. Мало того, самые подкованные в этом деле компании создают в своей структуре специальный отдел или подразделение, которое устанавливает критерии риска, и в соответствии с ними проверяет контрагентов на добросовестность. Таким критерием может стать, к примеру, сумма контракта.
Небольшие предприятия не могут позволить себе подобную роскошь даже в виде одного юриста в штате, но это еще не повод рисковать бизнесом. Тем более если предприниматель – ИП и несет ответственность всем своим имуществом.
Два – случайность, три – уже статистика
В целом можно выделить три этапа знакомства с контрагентом:
– предварительный сбор информации,
– запрос данных в налоговой,
– получение сведений от самого партнера.
В первую очередь необходимо заручиться поддержкой поисковых систем и организовать мониторинг (отзывы, публикации в СМИ и пр.). Хорошим источником информации может стать сайт контрагента. Чем больше информации удастся собрать, тем лучше.
Далее необходимо получить выписку из госреестра, в которой содержатся данные о дате регистрации контрагента, учредителях, размере уставного капитала, статусе, видах деятельности, месте нахождения фирмы и пр. Для этого нужно либо сходить в налоговую, либо сделать запрос с помощью специального сервиса. И если в первом случае придется заплатить 400 рублей за одну выписку, то во втором – до 5 выписок в месяц будут доступны на любом платном тарифе.
На картинке представлена лишь часть информации, которую можно получить из выписки. На самом деле документ занимает 18 страниц и в нем содержится много полезных сведений. Этих данных в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы сделать вывод о (не)добросовестности контрагента.
Но если следовать правилу: два – случайность, три – уже статистика, то после двух предыдущих этапов в идеале надо запросить у контрагента нужные документы. Это могут быть лицензии, копии деклараций и годового баланса и пр.
И только после того, как вся собранная информация будет свидетельствовать о том, что контрагенту можно доверять, вы можете быть уверены в нем на 100%.
Описанная практика не только обезопасит от «невыгодных» контрактов, но и поможет плательщикам НДС сохранить право на его снижение. В отношении последних 5-8 лет дела, связанные с недобросовестностью контрагентов, выигрывали налоговые органы. Исключения, конечно, были, но уж очень редкие. Поэтому те, кто заранее не позаботился о том, чтобы проверить своих партнеров на честность, платят максимально высокие налоги.
Предприниматели на упрощенной системе налогообложения к числу плательщиков НДС не относятся.
Когда ипэшникам понадобится печать?



