
Аналитика / Налогообложение / «Камералка» по-новому
«Камералка» по-новому
Антикризисные изменения Налогового кодекса не обошли стороной и процедуру проведения налоговых проверок. В частности, изменения коснулись камеральных проверок. О том, как будет строиться контрольная работа налоговиков с этого года, и пойдет речь в этой статье
30.04.2009«Практическая бухгалтерия»Камеральная проверка - один из самых распространенных видов налогового контроля, который осуществляют налоговые органы. Связано это с тем, что все хозяйствующие субъекты обязаны представлять установленную отчетность налоговикам, а те в свою очередь, опираясь на нее, контролируют правильность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.
Проверка принимает четкие черты
С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Помимо изменений законодательства, способствующих преодолению кризисной ситуации, внесены изменения и в порядок проведения камеральных проверок налоговыми органами. Основные изменения приведены в таблице.
В первую очередь они направлены на упорядочение процедуры налоговых проверок, и камеральных в частности.
Более четко установлен срок начала проведения камеральной проверки - в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета), независимо от дополнительных документов. Предыдущая формулировка часто становилась причиной разногласий и споров налогоплательщиков с налоговиками.
К положительным можно отнести изменения, связанные с порядком представления информации и документов для проведения налогового контроля. Законом установлена возможность использования при осуществлении контрольных мероприятий документов, истребованных ранее при выездных и камеральных проверках. Это избавляет налогоплательщиков от трудоемкой процедуры повторной подготовки документации, что высвобождает силы и время. Ведь не секрет, что крупные налогоплательщики при большом документообороте вынуждены нанимать отдельных сотрудников только для изготовления копий документов. Если такая обязанность возлагается на кого-то из сотрудников бухгалтерии, это больше похоже на расточительство, так как использовать квалифицированного специалиста для таких целей - значит неэффективно использовать имеющийся кадровый потенциал.
Важным моментом является норма, запретившая при рассмотрении материалов налоговых проверок применять доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса. Даже если по факту налогового правонарушения будет вынесено решение на основании доказательств, полученных на основании сведений МВД в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки, или же по экспертизе, проведенной с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом, то такое решение, скорее всего, будет признано недействительным.
Несколько неясным остается порядок применения норм в отношении документов, представленных с нарушением сроков. Если изменения абзаца 3 пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса говорят, что эта норма применима при привлечении налогоплательщика к ответственности, то изменения в абзаце 2 пункта 4 статьи 101 оставляют достаточно широкое поле для трактования. Возможно, что в ближайшее время законодатель все же даст более четкую формулировку этой нормы, в противном случае это придется делать судам.
Однако судебная практика появится не так уж скоро. Это связано с тем, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ внес изменения в процедуру обжалования решений налоговых органов о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщиков за совершение налогового правонарушения. С 1 января 2009 года обжаловать такие решения через суд можно только после рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе.
Подводя итог, можно сказать, что год только начался и пока рано говорить, как сложится правоприменительная практика внесенных изменений. Предварительно к положительной тенденции можно отнести упорядочение порядка проведения камеральных проверок. Отрицательным, безусловно, является изменение процедуры обжалования решений налоговых органов. Однако окончательные оценки все равно расставит время.
№ п/п | Норма Налогового кодекса | Внесенное изменение |
---|---|---|
1 | Пункт 2 статьи 88 | Срок начала проведения камеральной проверки установлен в течение трех месяцев со дня, когда представлена налоговая декларация (расчет). Пункт, привязывающий начало срока проведения проверки к обязанности представлять документы, прилагаемые к налоговой декларации в соответствии с Налоговым кодексом, исключен. |
2 | Пункт 9.1 статьи 88 | Если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию до окончания камеральной проверки, проводимой по поданной ранее декларации, то проверка прекращается и начинается новая на основе поданной уточненной налоговой декларации. Под прекращением камеральной налоговой проверки понимается прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. В то же время полученные сведения при проведении прекращенной проверки могут быть использованы для мероприятий налогового контроля в рамках новой проверки. |
3 | Пункт 5 статьи 100 | Упорядочена процедура вручения акта налоговой проверки. С 1 января 2009 года он должен вручаться в течение пяти дней с даты этого акта непосредственно лицу, в отношении которого проводилась проверка. Он также может вручаться его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). |
4 | Абзац 2 пункта 4 | При рассмотрении материалов налоговой проверки будут исследоваться доказательства статьи 101 и документы, истребованные у налогоплательщиков ранее в рамках мероприятий налогового контроля, или иные документы, имеющиеся у налогового органа. Иными словами, теперь у налоговых органов отсутствуют законные основания для того, чтобы повторно истребовать документы, а также их копии. Документы (информация) о деятельности налогоплательщика, представленные в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом, не будут считаться полученными с нарушением Налогового кодекса. При этом использовать при камеральной проверке доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса, недопустимо. |
5 | Абзац 1 пункта 9 | Установлен срок вручения вынесенного по результатам камеральной проверки решения статьи 101 о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вручается проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней после дня, когда оно вынесено. |
6 | Абзац 3 пункта 7 | Введена норма, не допускающая использовать при рассмотрении материалов налоговой статьи 101.4 проверки доказательства, полученные с нарушением норм Налогового кодекса. Если документы (информация) представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то они не считаются полученными с нарушением Налогового кодекса. |
7 | Статья 101.2 | Изменен порядок обжалования решения налоговых органов. С 1 января 2009 года решение о привлечении или отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения обжалуется в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. При этом срок обжалования в суде исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. |
* Изменения в пункты 1-6 таблицы внесены Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, в пункт 7 - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. Вступили в силу с 1 января 2009 года.
Темы: Налоговые проверки  Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 26.02.2021 Количество жалоб налогоплательщиков к ФНС уменьшилось на 17,4%
- 25.02.2021 ФНС делает первый шаг к тотальному контролю за расходами граждан
- 24.02.2021 ФНС и ФАС заключили договор о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 24.02.2021 Как ФНС изменит подход к взысканию сборов?
- 16.12.2020 Государство выиграло почти 80% дел о необоснованной налоговой выгоде
- 23.11.2020 Глава ФНС Даниил Егоров о продолжающихся и новых проектах службы
- 16.05.2014
Как следует из материалов
дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать - 08.04.2014
Признав недействительным решение налоговой
инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с - 19.03.2014
Суды правильно указали, что
лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи - 05.05.2016 Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
- 11.07.2013 О внесении изменений в статью 87 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
- 07.03.2012 Письмо Минфина России от 02.03.2012 г. № 03-01-10/1-24
- 17.01.2012 Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1248
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
Комментарии