Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Запрос налогового органа

Запрос налогового органа

После появления Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» интерес налоговых органов к контрагентам налогоплательщиков возрос многократно. Огромное количество запросов отправляется на исполнение в организации. А значит, сотрудники бухгалтерии помимо выполнения текущей работы вынуждены тратить свое время на сбор необходимых документов и подготовку их к предоставлению в налоговые органы. О том, как ответить на запрос налогового органа и какая ответственность будет налагаться в случае отказа от ответа в этой статье

30.06.2009
«Бухгалтерия.ru»
Автор: О. Куреева

Правовая сторона

При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органам дано право истребовать документы как у самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ) так и документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ). Согласно положениям статьи 93.1 должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Одновременно стоит заметить, что истребование документов при проведении проверки доступно только сотрудникам налогового органа. Если в выездной налоговой проверке помимо сотрудников инспекции участвуют сотрудники органов внутренних дел, то запрос может быть направлен только сотрудником инспекции. Сотрудники правоохранительных органов могут самостоятельно инициировать процедуру истребования документов, но только в рамках закона, регламентирующего их деятельность (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О Милиции»).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, налоговый орган вправе истребовать у любого лица, обладающего информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика необходимые для проведения мероприятий налогового контроля сведения. А, значит, налоговым органом могут быть истребованы не только документы, но и пояснения по вопросам осуществляемой проверяемым лицом деятельности.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией о сделке.

Значит, даже в случае если налоговый орган приостановит проведение проверки, то запросы все равно могут быть направлены. Одновременно стоит заметить, что истребование необходимой информации у контрагента может быть причиной вынесения инспекцией решения о приостановлении проверки.

Согласно нормам статьи 93.1 Налогового Кодекса РФ налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен приложением 3 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (с полными версиями этих документов вы можете ознакомиться в справочной правовой системе Консультант плюс). Согласно п.1 указанного приложения при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Обратите внимание, что поручение отправляется в инспекцию, а в организацию приходит требование о предоставлении документов, все эти действия налоговый орган должен осуществить в течение пяти рабочих дней.

К требованию прилагается копия поручения об истребовании документов, из содержания которой вы можете узнать, в отношении какого контрагента проводится проверка. Будьте внимательны, перечень запрашиваемых документов в требовании не должен отличаться от запрашиваемых в поручении. Аналогичная позиция была изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2009 г. КА-А40/2089-09. В указанном постановлении речь идет о том, что инспекция исполнитель помимо документов, указанных в поручении запросила еще и дополнительные документы. Данные действия должностных лиц налогового органа были признаны неправомерными и решение о привлечении к ответственности за непредставление этих документов отменено.

Срок исполнения требования налогового органа организацией равен сроку исполнения поручения налоговым органом и составляет пять рабочих дней.

Если документы отсутствуют

А что делать, если документы представить невозможно и как избежать ответственности, которая будет наложена в случае неисполнения требования?

Представьте себе: в организацию приходит требование, которым запрашиваются документы, но они в организации не ведутся или ведение их законодательно не установлено как обязательное.

Налоговый кодекс содержит ссылку на то, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), либо исполняет его в течение пяти дней со дня получения, либо в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Таким образом, в случае, если необходимые документы в организации отсутствуют, то в течение пяти дней вам необходимо уведомить инспекцию о невозможности представить документы.

ФАС Поволжского округа в постановлении от 11 сентября 2008 г. по делу № А12-2894/08 пришел к выводу, что налоговая ответственность для налогоплательщика, у которого истребуется информация, наступает либо в случае несвоевременного представления документов, либо в случае отказа в их предоставлении при условии, что налогоплательщик истребуемыми документами располагает.

Обязанность по выполнению статьи 93.1 НК РФ законодателем признается исполненной должным образом, в случае, если лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Дополнительно стоит отметить, что лучше всего в организации будет утвердить положение о документообороте. В положении стоит отметить перечень документов, которые ведутся в организации, с указанием на отдел, который занимается ведением этих документов.

В случае если ни учетная политика, ни положение о документообороте не содержат ссылок на наличие в организации истребуемых документов, то на это стоит сделать ссылку в вашем ответе налоговому органу.

Помните, что правила составления требования налогового органа при истребовании документов в соответствии со статьей 93.1 не отличаются от правил, предъявляемых к составлению требования в рамках выездной налоговой проверки. Таким образом, оно должно содержать конкретное наименование и количество запрашиваемых документов.

Рассматривая дело № Ф09-7923/06-С7 Федеральный арбитражный суд Уральского округа вынес постановление от 7 сентября 2006 года, в котором установил, что поскольку налоговым органом не был конкретизирован перечень запрашиваемых документов, наложить ответственность за непредставление неопределенного перечня документов нельзя. Однако не стоит забывать и то, что от ответственности вы будете освобождены только в случае, если необходимые документы действительно отсутствуют, то есть либо если их вообще нет, либо они утрачены вследствие событий непреодолимой силы, например пожара.

Одновременно налоговый орган, проводящий налоговую проверку вправе истребовать у контрагента или иного лица не любые документы, а только касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. К таким выводам пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 15 января 2009 г. по делу № А12-10258/2008. Таким образом, вы имеете право не представлять документы не связанные с деятельностью лица, в отношении которого проводятся контрольные мероприятия. Значит, стоит все же внимательно читать требование и изучать его на предмет наличия необходимых реквизитов документа и однозначности положений.

Если представить запрашиваемое в срок не представляется возможным в налоговую инспекцию необходимо направить ходатайство о продлении сроков, но не стоит забывать, что срок может быть не продлен и тогда вас привлекут к ответственности.

Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.

Отказ в продлении сроков должен быть мотивирован налоговым органом. К такой позиции пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 22 января 2009 г. по делу № А55-8517/2008. Согласно мнению суда в рассматриваемом случае налоговым органом не учтено обоснованное заявление налогоплательщика о продлении срока представления документов. Немотивированный отказ инспекции в продлении срока противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12 июля 2006 г. №267-О. Налоговый орган не имеет права произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Нормы Налогового кодекса предусматривают, как наличие права налогоплательщика ходатайствовать о продлении сроков предоставления документов, так и наличие права налогового органа продлить указанный срок.

А, следовательно, в случае если плательщик ходатайствует о продлении сроков, то инспекция не может отказать в этом при отсутствии на то каких-либо оснований.

Значит такой отказ налогового органа, равно как привлечение к ответственности можно успешно оспорить в суде.

Налоговая ответственность

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Причем представление неполного перечня запрашиваемых документов также влечет наложение ответственности.

Обратите внимание, что за непредставление документов по требованию в момент проведения налоговой проверки предусматривает ответственность в соответствии со статьей 126 НК РФ.

В соответствии с нормами статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Одновременно те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно положениям статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Форма акта и требования к его составлению установлены приказом ФНС России от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если лицо отказывается от получения акта, то в нем делается соответствующая отметка и акт отправляется по почте.

Процедура подачи возражений на акт и рассмотрения возражений такая же, как при налоговых проверках. Напомним, что срок подачи возражений составляет 10 рабочих дней. К возражениям можно приложить необходимые для доказывания своей правоты документы.

Суды придерживаются позиции, что при необоснованном непредставлении документов налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 129.1 НК РФ.

Например, любопытный случай был рассмотрен ФАС Центрального округа. За непредставление документов, связанных с деятельностью контрагента ответственность налоговая инспекция привлекла лицо, не исполнившее требование к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ. При этом инспекция сослалась на то, что данные документы требовались для подтверждения правомерности применения вычетов у проверяемого лица. Однако суд признал позицию инспекции неправомерной. Организация была освобождена от привлечения к ответственности благодаря неправильному трактованию налоговым органом положений Кодекса.

Однако это единственное постановление, в котором организацию признают несостоятельно обвиненной и то стоит заметить, что данное постановление не оправдывает неправомерные действия организации, а лишь указывает на ошибки инспекции.

Помните, что документы вы представляете в инспекцию, на учете у которой состоите, и если проблем с налоговиками не хочется, то лучше исполнять требования целиком и в срок, ну или готовиться отстаивать свою позицию в суде. И конечно помните, что далеко не всегда суды встают на сторону налогоплательщиков.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »