Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверки ФСС России. Новые правила

Проверки ФСС России. Новые правила

В связи с тем, что с 2010 года компании платят вместо ЕСН страховые взносы, произошли перемены и в порядке проведения проверок расчета и уплаты взносов. Теперь проводить ревизии будут не налоговые органы, а государственные внебюджетные фонды. Разберемся, что организациям ожидать от проверок ФСС России, специалисты которого уполномочены контролировать правильность выплат по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (Порядок проведения проверок ФСС России установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ)

10.02.2010
Журнал «Учёт в отраслях»
Автор: Николаева Н. С., ведущий аудитор, ООО «ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ»

Камеральная проверка Правила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями.

СХОДСТВО С НАЛОГОВЫМИ «КАМЕРАЛКАМИ» Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Предметом проверки будет отчетность плательщика взносов в ФСС России - расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у фонда (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Для проведения налоговой «камералки» не требуется специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Аналогичная норма есть и в статье 34 Закона № 212-ФЗ: проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки - три месяца со дня представления плательщиком расчета. И в этом тоже сходство с нормами Налогового кодекса РФ - срок налоговой проверки исчисляется аналогично и составляет три месяца.

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ: ВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ РАСХОДОВ Особенность камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России заключается в следующем. При их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Об окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае. А именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если же в расчетах будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия, то контролеры ФСС России направят плательщику требование представить в течение пяти дней пояснения. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Допустим, ревизоры установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов. В таком случае должен быть составлен акт проверки. Специалисты ФСС России обязаны это сделать в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта проверки. Также можно приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
  Выездная проверка Ревизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы*. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении.
  * Формы документов, которые будут применяться в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.
  КАК ДОЛЖНО ОФОРМЛЯТЬСЯ НАЧАЛО РЕВИЗИИ Основанием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования организации;
- предмет проверки;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
  ПЛАНОВЫЙ И ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Особенностью надзора за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Помимо плановых выездных проверок возможны и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР.   КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОВЕРКА Срок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения - одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления - не более шести месяцев. Исключение - случай, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Для него возможны следующие основания:
- истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостанавливать проверку для истребования документов разрешается не более одного раза по каждому лицу, которое должно их представить (п. 16 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
  ЧТО И КАК ЧАСТО МОГУТ ИЗУЧАТЬ КОНТРОЛЕРЫ Выездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом правила для контроля страхователей дублируют норму Налогового кодекса РФ о периоде, за который проводится выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.

Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.
  ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируется ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов - 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).
  МОЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ После того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как и в случае с налоговой проверкой, страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
  КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ЖДАТЬ ОТ РЕВИЗОРОВ

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
- доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
- истребование документов при проведении проверки.

Будьте внимательны: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.
  ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ: ДВА ВАРИАНТА Решение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок следующий.
1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.
2. Срок для подачи жалобы - три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.
3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).
4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.
5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.

Разместить:
Захаров Константин
11 февраля 2010 г. в 10:09

Важное дополнение. Не смотря на то, что органы внутренних дел с 1 января 2009 года лишены права проводить самостоятельные проверки 9ревизии) ФХД организаций, в том числе по вопросам налогового законодательства, сотрудники милиции могут быть привлечены к проведению выездной налоговой проверке.Так как функции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений возложены на ОВД, то то в ходе проверки должностные лица ОВД имеют право в соответствии с законами "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности" проводить комплекс ОРМ (оперативно-розыскных и поисковых мероприятий).Так как вопросы методов, способов, тактики проведения ОРМ относятся к государственной тайне, то публичному обсуждению они не подлежат. Закон "О милиции" четко устанавливает обязанность граждан и должностных лиц выполнять законные требования сотрудника милиции (например, перечень, установленный ст. 6 Закона "Об ОРД"), а в комментируемом информационном сообщении об этом нигде четко не сказано, то надо помнить не только о правах и обязанностях налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля. Но и о правах и обязанностях ОВД по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Этот вид преступлений ст. ст. 198 - 199-2 (6 уголовных составов), в том числе и тяжких, подразумевает и таки мероприятия, которые налоговые органы проводить не имеют права. Речь идет как о гласных, так и о негласных методах ОРД.Налоговые преступления, как правило тесно связаны с иными экономическими преступлениями, хищениями, незаконной предпринимательской и банковской деятельностью. Обналичка через подставные фирмы. Легализация преступных доходов (до 15 лет лишения свободы по ст. 174-1 УК РФ). Поэтому налогоплательщику надо вести себя достойно , пользоваться всеми правами в полном объеме, но и не забывать, что пришел к вам не постовой милиционер, а опытный оперуполномоченный, до которого все регламентирующие документы доведены под роспись. Сотрудники милиции также несут персональную ответственность как за свои незаконные действия, так и за их последствия.В случае выявления признаков налогового преступления, в том числе установленного выездной налоговой проверкой, моет послужить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Дальнейшая проверка будет проводиться уже не в рамках НК РФ, а в соответствии со. ст. ст. 144-145 УПК РФ.Налоговое законодательство страны несовершенно, пока оно стимулирует массу криминогенных явлений, самым уродливым и губительным для бюджетной системы остаются подставные фирмы. Как правило, все усилия милиционеров направлены на выявлении подобных фирм, их роли и места в различных схемах по уклонению от уплаты налогов, степень и форму вины должностных лиц организаций и физических лиц, причастных к деятельности подставных фирм, умысел на уклонение от уплаты налогов.Так как на законодательном уровне действенных мер по лишению материальной основы деятельности подставных фирм не предпринимается, решения арбитражных судов по аналогичным вопросам поражают порой своей противоречивостью, то от ОВД требуется совершенствование методов оперативно-разыкской работы. Вина должна быть доказана законными способами, доказательства вины полными и исчерпывающими.Надеюсь, что в ходе реформы МВД этим вопросам будет уделено самое пристальное внимание.

Юрий Арсентьевич, юрист
12 февраля 2010 г. в 12:21

"...налоговое законодательство страны несовершенно, пока оно стимулирует массу криминогенных явлений, самым уродливым и губительным для бюджетной системы остаются подставные фирмы. Как правило, все усилия милиционеров направлены на выявлении подобных фирм, их роли и места в различных схемах по уклонению от уплаты налогов, степень и форму вины должностных лиц организаций и физических лиц, причастных к деятельности подставных фирм, умысел на уклонение от уплаты налогов." Вы, молодой человек, как минимум, ошибаетесь, или смотрите узковато: "самое уродливое" - это система власти, производящее законодательство для распределения и присвоения накопленного чужим трудом продукта, ценностей принадлежащих всем, да ещё под видом циничных заявлений о непомерной заботе о благе народа Для того, чтобы держать всех в "узде"- каждого, повторяю, каждого сделали нарушителем закона или зависящим от лица, его нарушающим. Это начинается от установки светофора, который светит так, что дорогу перейти все равно не успеешь и кончая перераспределением гос. средств в виде госзакупок, не целевым использованием гос. средств губернаторами, мэрами, руководством фондов (а раньше это называлось хищением в пользу третьих лиц), создание гос. предприятий с космическими зарплатами, вложениями гос.денег в экономику других стран, передачи Российской территории другим государствам и разработку наших недр на явно непонятных условиях. А чтобы случайно кто-нибудь не сунулся куда не надо, появились ограничения. Хотя и так им не страшно. Суд и прокуратура прикормлены напрочь, то есть эта отдельная и не звисимая ветвь власти соединилась с исполнительной, гляньте УПК РФ, привлечь, а уж разработать и подавно этих лиц нет возможности, ведь чтобы привлечь к уг. ответственности судью за взятку или за наркотики, необходимо материалы направить аж самому Ген. прокурору РФ, даже если поймали судью, скажем в Перми. А сколько стоит устройство в прокуратуру, от 10 до 40 тыс. долларов, извините, "Европа " России перешла на евро, или должность начальника ГИБДД? Конечно, этого нет, если назначаются "свои".

Решить эти вопросы не так уж трудно, но тогда пострадают "свои", правда и отмываться будут средства, полученные от наркотиков, оружия, проституции, краж и т.д., а многочисленные фирмы-однодневки, как и многое другое уйдёт в прошлое.

Травматолог
12 февраля 2010 г. в 15:10

Юра, ну что ты разбушевался. Если свои скромные умственные способности ты называешь разумом, как впросем и большинство живущих ныне гоминидов, то ты смотришь узковато, а по меньшей мере ошибаешься. Лично я не вижу ничего нелогичного в том, что мент сказал. Так как все проверки ФСС пляшут от фонда оплаты труда, то и обналичка через прокладки - для них проблема номер один.

А призывать милиционера под свои фиолетовые знамена - это пустой треп. Ты сам определись, ты за большевиукоа или за коммунистов?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »