
Аналитика / Налогообложение / Налоговые перспективы: радость сквозь слезы
Налоговые перспективы: радость сквозь слезы
В последнее время бизнесу редко улыбается удача. А тут сразу две хорошие налоговые новости: под занавес весенней парламентской сессии думцы увеличили лимиты для упрощенной системы налогообложения и внесли в Думу поправки об ускоренном возврате НДС, позволяющие компаниям сохранить необходимые как воздух в условиях кризиса оборотные средства. Однако на фоне этих, безусловно, позитивных новостей настораживают заявления властей, которых сейчас больше всего волнует вопрос пополнения казны, об усилении налогового контроля и повышении отдельных налогов
03.07.2009ЭЖ «Юрист»Новые старые границы для «упрощенки»
Установку повысить лимиты для «упрощенки», данную Владимиром Путиным на прошедшем 22.04.2009 Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, депутаты выполнили. Чтобы претворить в жизнь обещание премьер-министра, которое бизнес безуспешно выпрашивал себе несколько лет, Думе понадобилось всего два месяца. Сразу нашелся подходящий (ничего, что прошлогодний) законопроект об увеличении предельных порогов для перехода и дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения, который быстренько подкорректировали, в конце мая приняли в первом чтении, а уже в июне Дума «прочитала» и одобрила его сразу во втором и третьем чтениях.
Сейчас с учетом индексации на коэффициент-дефлятор девятимесячный «потолок» для желающих применять УСН определен в размере чуть более 23 млн рублей. Величина дохода по итогам года, превысив которую организация должна покинуть ряды «упрощенцев» и перейти на общий режим налогообложения, составляет почти 31 млн рублей.
Согласно поправкам с 2010 г. лимит дохода, который дает право на «упрощенку» по итогам девяти месяцев, повышается до 45 млн рублей, а годовой объем доходов, позволяющий работать на этом спецрежиме, - до 60 млн рублей. Новые повышенные размеры вводятся временно, только на три года. Почему власти решили взять трехлетний тайм-аут, можно лишь догадываться. Может, чтобы подумать над тем, как коренным образом изменить правила налогообложения для малого бизнеса. По крайней мере ранее звучали революционные предложения вообще отказаться от большинства спецрежимов в нынешнем виде и развивать в первую очередь патентную систему налогообложения.
При этом принятые поправки, как, впрочем, нас и предупреждали, в течение этих же трех лет приостанавливают действующий с 2006 г. порядок, в соответствии с которым предельные максимумы для УСН ежегодно индексируются на коэффициент-дефлятор, утверждаемый Минэкономразвития.
Казалось бы, даже при отмене правила об индексации «упрощенцы» остаются в выигрыше и получают в подарок увеличенные практически вдвое предельные лимиты. Между тем пока депутаты так торопились выполнить наказ В. Путина и в спешном порядке принимали законопроект, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ вынесли вердикт, который сводит на нет все эти старания.
Дело в том, что Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 12.05.2009 № 12010/08 пришел к следующему выводу. Согласно требованиям НК РФ, подчеркнули судьи, максимальные величины для перехода и применения упрощенной системы налогообложения необходимо индексировать не только на коэффициент-дефлятор, который ежегодно определяется на каждый следующий календарный год Минэкономразвития (как неоднократно разъясняли минфиновцы и налоговики), но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее. А это означает, что если следовать логике ВАС РФ и перемножить данные величины на все установленные с 2006 г. коэффициенты-дефляторы, то в текущем году должны действовать такие нормативы для «упрощенки»: лимит доходов по итогам девяти месяцев - около 43 млн рублей, а объем ежегодных доходов - около 58 млн рублей.
Вот и получается, что одобренные с подачи премьер-министра поправки вводят на ближайшую трехлетку предельные величины (заметим, без последующей индексации), которые налогоплательщики и так вправе применять. Конечно, речь идет о решении по конкретно взятому делу, но поскольку подобное решение принял не кто-нибудь, а ВАС РФ, то при судебном разбирательстве оно, без всякого сомнения, будет учитываться.
Поможем, чем сможем
Самое печальное, что меры по повышению порогов для упрощенной системы налогообложения, которые изначально рассматривались в качестве частичной компенсации для малого бизнеса, призванной смягчить удар в связи с переходом с 2010 г. от единого социального налога к системе страховых взносов, похоже, станут единственной уступкой налогоплательщикам.
В Минфине недавно безапелляционно заявили, что не видят возможности дополнительно снижать налоговую нагрузку в целях компенсации издержек бизнеса в связи с грядущей реформой ЕСН и увеличением с 01.01.2011 максимального размера тарифов страховых взносов с 26% до 34%. Финансы не позволяют. Бюджет катастрофически теряет доходы: объем собранных налогов за пять месяцев 2009 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился более чем на 30%.
Так что надеяться на какие-либо налоговые послабления бизнесу не приходится. Власти сейчас озабочены прежде всего вопросами, как бы урезать расходные статьи бюджета и где бы найти источники для дополнительных налоговых поступлений. Минфиновский план спасения поможет хоть как-то залатать бюджетные дыры, но грозит бизнесу повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых в отношении природного газа, пересмотром ставок госпошлины и увеличением акцизов на алкоголь и табак. А если и этих шагов по спасению государственной казны окажется недостаточно, возьмутся за другие налоги? Лиха беда начало...
В качестве поддержки для бизнеса в Минфине собираются разве что проработать правила предоставления отсрочек по налогам и инвестиционных налоговых кредитов, которые обещают сделать максимально доступными для налогоплательщиков. Соответствующий законопроект уже, кстати, минфиновцами подготовлен и проходит согласование. В любом случае парламентарии приступят к его рассмотрению после летних парламентских каникул.
Также на осень переносится и обсуждение другой обещанной бизнесу антикризисной меры - упрощенного порядка возврата НДС. В финансовом министерстве намеревались чуть ли уже не с 1 июля запустить заявительную процедуру возврата НДС под банковские гарантии. Как видим, так и не запустили. Более того, никаких поправок в Налоговый кодекс по этому поводу Минфин общественности не представлял. Зато депутаты порадовали: перед тем как уйти на заслуженный отдых, они внесли в Думу свой вариант законопроекта об ускоренном режиме возмещения НДС.
НДС «авансом»
Согласно депутатской версии с 01.01.2010 наряду с действующим сегодня порядком вводится новый заявительный механизм возмещения налога на добавленную стоимость, предоставляющий налогоплательщикам право вернуть НДС «авансом», до завершения камеральной проверки декларации и вынесения решения налоговым органом. Срок, в течение которого налоговики должны по новым правилам принять решение о возмещении, определен в один месяц после подачи налоговой декларации. При этом за срыв сроков возмещения, как и в отношении действующего сейчас порядка возврата налога, предусмотрено начисление процентов на несвоевременно выплаченную сумму НДС, что, бесспорно, выступает гарантией защиты интересов налогоплательщиков, уверены авторы законопроекта.
Воспользоваться заявительной процедурой возмещения налога смогут все без исключения, но на разных условиях. Если компания относится к категории крупнейших налогоплательщиков или имеет значительные активы и выручку (стоимость амортизируемого имущества превышает 500 млн рублей, а сумма дохода от реализации за предыдущий год составляет более 5 млрд рублей) и работает не менее трех лет к моменту подачи декларации, то никаких ограничений не выдвигается. Подобным предприятиям депутаты предлагают доверять на слово. Остальным же налогоплательщикам для того, чтобы вступить в VIP-клуб плательщиков НДС с особыми привилегиями, придется запастись банковской гарантией, по которой банк обязан исполнить обязательства налогоплательщика в случае если последний нарушит налоговое законодательство. Это означает, что нужно будет не только вернуть обратно ранее возмещенную сумму НДС, но и заплатить пени. В целом эти, несомненно, прогрессивные поправки теперь ждут, как нам сообщили в профильном Комитете ГД по бюджету и налогам, заключения от правительства.
Закручивать налоговые гайки будут «предельно аккуратно»
Не хочется заканчивать на столь пессимистической ноте, но уж очень тревожно звучат участившиеся в последнее время заявления властей о необходимости повысить собираемость налогов.
Напомним, что на заседании Президиума Правительства РФ 25.05.2009, где получили одобрение основные направления налоговой политики на 2010-2012 гг., министерствам и ведомствам, и в первую очередь Минфину и Минэкономразвития, было поручено принять дополнительные меры по повышению собираемости налогов и эффективности работы налоговых органов. Отрапортовать о результатах проделанной работы министерства и ведомства должны уже до 1 августа. Такое известие, после неоднократных обещаний властей о том, что ужесточать налоговый контроль и радикально увеличивать фискальную нагрузку не будут даже в условиях кризиса, прозвучало для бизнес-сообщества как гром среди ясного неба.
О необходимости повысить собираемость налогов вновь было сказано и в начале этой недели на совещании у премьер-министра, посвященном обсуждению основных параметров федерального бюджета на ближайшие три года. Правда, Владимир Путин оговорился, что «делать это следует предельно аккуратно, без перекосов».
Остается надеяться, что призыв премьер-министра о предельной аккуратности подействует на чиновников, которые в своем стремлении порадовать начальство и пополнить дефицитный бюджет нередко проявляют излишнее усердие.
Вспомним хотя бы весенние предложения налоговой службы ввести новый налог на безналичные расчеты или недавнее творение Верховного Суда РФ, который хотел одарить налоговиков правом без суда, как говорится, и следствия взыскивать с граждан налоговые долги. Каких еще «сюрпризов» ждать налогоплательщикам, одному богу известно...
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 18.09.2025 Налоги на экспорт и импорт: особенности учета и отчетности для компаний
- 17.09.2025 Названы основные ошибки налоговых агентов в декларации по НДС
- 16.09.2025 «Упрощенщик» платит НДС по спецставке: можно ли выставить счет-фактуру с 20%
- 10.09.2025 Когда ИП на УСН обязан платить НДФЛ в 2025 году
- 08.09.2025 ФНС объяснила правила смены объекта при автоматизированной «упрощёнке»
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 17.09.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем неправомерного учета расходов при налогообложении прибыли и принятия к вычету НДС по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды в рамках
- 17.09.2025
Обществу доначислены
НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как отв
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с целью получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операци
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
отражение в налоговой декларации неверного объекта налогообложения (доходы) по сравнению с ранее заявленным в уведомлении (доходы, уменьшенные на величину расходов).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку книга учета доходов и расходов и иные подтверждающие документы налогоплательщиком не представлены, достоверность заявленных показателей не подтверждена, размер нало
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на неполное отражение предпринимателем в налоговой декларации полученного дохода от выполнения субподрядных работ, от реализации строительных материалов по договорам поставки и розничной купли-продажи.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая правовая оценка совокупности установленных в рам
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил единый налог по УСН, ссылаясь на создание налогоплательщиком схемы распределения выручки от осуществления деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган доказал умысел налогоплательщика, направленный на использование схемы "дробления" бизнеса с целью уменьшения налоговых обязательств и
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
Комментарии