Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение статьи 40 НК РФ
Применение статьи 40 НК РФ
По поводу статьи 40 НК РФ налоговыми органами было сломано не мало копий, но до сих пор органы применяют данную статью в противоречии с ее положениями. В постановлении ФАС Северо-западного округа от 25 февраля 2003 года № А56-28727/02 рассматривалась ситуация, когда налоговый орган запросил Комитет по управлению городским имуществом о расчетной ставке уровня арендной платы одного квадратного метра в год за нежилые помещения, а затем доначислило налоги налогоплательщику, посчитав, что цена отклоняется более чем на 20%. Суд обратил внимание на следующее:
29.08.2007По поводу статьи 40 НК РФ налоговыми органами было сломано не мало копий, но до сих пор органы применяют данную статью в противоречии с ее положениями. В постановлении ФАС Северо-западного округа от 25 февраля 2003 года № А56-28727/02 рассматривалась ситуация, когда налоговый орган запросил Комитет по управлению городским имуществом о расчетной ставке уровня арендной платы одного квадратного метра в год за нежилые помещения, а затем доначислило налоги налогоплательщику, посчитав, что цена отклоняется более чем на 20%. Суд обратил внимание на следующее:
«Из материалов дела видно, что Общество заключило с акционерным обществом открытого типа "Севзапмебель" договор о сдаче в аренду помещения площадью 250 кв.м под магазин сроком с 01.01.2000 по 25.12.2000. В дальнейшем договор был пролонгирован на три года. Арендная плата установлена в размере 10000 руб. в месяц. В ходе проверки налоговый орган сделал запрос в Курортное районное агентство Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о расчетной ставке уровня арендной платы одного квадратного метра в год за нежилые помещения. Из ответа на запрос следовало, что ставка арендной платы по помещению площадью 250 кв.м составляет 30 условных единиц за один квадратный метр в год. Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщик допустил занижение уровня арендной платы по сравнению с рыночными ценами более чем на 20 процентов.
Однако согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговым органам в силу пункта 2 указанной статьи предоставлено право при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам лишь в строго определенных случаях, а именно:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Только в этих случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 40 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 названной статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговая инспекция при проведении налоговой проверки нарушила положения статьи 40 НК РФ»
Выводы:
Таким образом, налоговые органы могут контролировать уровень рыночных цен только в случаях, прямо предусмотренных статьей 40 НК РФ. Если уровень цен, применяемых налогоплательщиком не соответствует рыночному уровню, но отсутствуют основания для контроля за уровнем цен, налоговый орган не имеет права доначислить налогоплательщику налоги.
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 05.06.2023
Доначислен налог
по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з - 08.10.2007 Из содержания статьи 40 НК РФ следует, что налоговые органы вправе применять затратный метод только в случае невозможности использования иных методов определения рыночной цены (на основании информации от официальных источников о рыночных ценах, метода цены последующей реализации) на соответствующие товары (работы, услуги). Однако инспекция не представила доказательств в обоснование правомерности применения ею затратного метода.
- 07.08.2013
Суды сделали обоснованные выводы,
что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок. - 04.07.2013
Согласно п. 11 ст.
40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). - 19.05.2013
Инспекция не доказала, что
цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра
- 01.10.2024 Письмо ФНС России от 20.09.2024 г. № СД-2-21/13364@
- 21.03.2024 Письмо Минфина России Вопрос: Об определении размера совокупной обязанности по ЕНС.
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии