
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок подачи уточненной декларации. Избежание ответствености.
Порядок подачи уточненной декларации. Избежание ответствености.
Пункт 1 статьи 81 НК РФ устанавливает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
29.08.2007Пункт 1 статьи 81 НК РФ устанавливает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если предусмотренное такое заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (пункт 4 статьи 81 НК РФ).
Зачастую налоговые органы считают, что если налогоплательщик не уплатил до момента подачи уточненной декларации недостающую сумму налога и соответствующие пени, то это является однозначным условием для привлечения к ответственности. В такой ситуации ФАС Уральского округа в Постановлении от 8 июля 2003 года Ф09-1960/03-АК отметил следующее:
"Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 04.12.02 и принято решение от 20.01.03 о привлечении ЗАО "Каучук" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2257702 руб. Основанием для вынесения решения послужило представление 18.10.02 налогоплательщиком дополнений и изменений в налоговые декларации к доплате 17823967 руб. налога от фактической прибыли за 2000 г. после истечения срока представления (30.03.01) и срока уплаты налога. Поскольку в республиканский и местный бюджет налог на прибыль не был уплачен, налогоплательщик привлечен к ответственности.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий налогоплательщика, указанных в ст. 122 НК РФ и повлекших неуплату налога, налог на добавленную стоимость в 2000 г. также как и налог на прибыль распределялся по бюджетам всех уровней.
Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.
Распределение в 2000 г. налога на добавленную стоимость по бюджетам всех уровней происходило в соответствии со ст. ст. 10, 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", ст. 3, 9 Закон Республики Башкортостан "О государственной бюджетной системе Республики Башкортостан на 2000 год" от 23.11.99 N 33-з, Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О государственной бюджетной системе Республики Башкортостан на 2000 год" от 09.11.2000 N 103-з.
Несоответствие вывода суда о том, что НДС распределялся по бюджетам в том же соотношении как и налог на прибыль, вышеуказанным нормам права, не привело к принятию неправильного решения, поскольку соотношение зачисления по бюджетам правового значения не имеет. Для проведения зачета в силу ст. 78 НК РФ необходимо наличие в соответствующем бюджете переплаты по налогам.
В связи с тем, что одновременно с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятие подало в налоговый орган заявление о зачете переплаты по НДС в той же сумме в уплату налога на прибыль, налоговый орган обязан был в своем решении изложить мотивы отказа в проведении зачета по местному и республиканскому бюджетам.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ взыскание штрафа производится за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В силу ст. 106 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.
Налоговым органом не опровергнуты доводы предприятия о наличии у него переплаты по налогу на добавленную стоимость.
Поскольку из акта камеральной проверки, решения о привлечении общества к налоговой ответственности не видно, какие виновные неправомерные действия налогоплательщика повлекли неуплату налога, состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, налоговым органом не установлен."
В аналогичной ситуации ФАС Уральского в
Постановлении от 24 марта 2003 года № Ф09-743/03-АК
округа отметил, что сдача самим налогоплательщиком уточненных расчетов с целью исправления ошибки не может являться достаточным основанием для привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Тем не менее, суды принимают и
противоположные решения, в Постановлении от 6 августа 2003 года
№ Ф04/3940-717/А70-2003 ФАС Западно-Сибирского
округа отметил следующее:
"Как следует из материалов дела, 28.08.2002 ОАО "Тюменьремстройбыт" представило в налоговую инспекцию дополнительные декларации по НДС за III и IV кварталы 2000 года, а также за все кварталы 2001 года, согласно которым налогоплательщик обязан был уплатить НДС в сумме 101052 руб.
На момент представления налогоплательщиком указанных расчетов им не были уплачены выявленная сумма задолженности по налогу и соответствующие суммы пеней. Предъявленное требование налоговой инспекции от 30.10.2002 N 6261 об уплате выявленной задолженности по уплате налога на добавленную стоимость в установленный срок не было выполнено ОАО "Тюменьремстройбыт".
По материалам налоговой проверки представленных дополнительных деклараций налоговая инспекция вынесла решение от 21.11.2002 N 13-25/373 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 40420 рублей 80 копеек.
Несогласие ОАО "Тюменьремстройбыт" с принятым решением послужило основанием для его обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Тюменьремстройбыт" требований, Арбитражный суд Тюменской области принял законное и обоснованное решение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если он самостоятельно обнаружил ошибки в налоговой декларации, уплатил недостающую сумму налога и пени и обратился с заявлением о дополнении и изменении налоговой декларации до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств совершения ошибок либо о назначении выездной налоговой проверки.
Пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности привлечения ОАО "Тюменьремстройбыт" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, поскольку им не выполнены все условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса, налогоплательщик не уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени."
Выводы:
Очевидно, что само по себе предоставление декларации не является необходимы условие для вменения состава правонарушение, иное противоречило бы понятию вины (статья 110 НК РФ). Иными словами, налоговый орган обязан доказывать какие именно виновные действия совершил налогоплательщик.
В настоящий момент арбитражная практика идет по пути формального применения пункта 4 статьи 81 НК РФ, не обращая внимания на один не мало важный момент, что такая трактовка законодательства лишь стимулирует к уклонению налогоплательщиков от уплаты налогов. В пункте 17 Информационного Письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 отмечено, что подача уточненной декларации является основанием, смягчающим ответственность. Непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены.
Хотелось бы отметить, что в проекте Письма № 71 содержались две противоположные формулировки по данному вопросу, в частности:
"Доводы налогового органа о том, что в силу пункта 4 статьи 81 НК РФ, налогоплательщик в рассматриваемой ситуации мог быть освобожден от ответственности только в случае уплаты недостающей суммы налога и пени до момента подачи заявления об исправлении налоговой декларации, не могут быть приняты во внимание, поскольку подобное толкование данной нормы будет способствовать лишь уклонению налогоплательщиков от исполнения обязанности по внесению дополнений и изменений в налоговые декларации при обнаружении неточностей и ошибок.
Таким образом, конструкция пункта 4 статьи 81 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что уплата недостающей суммы налога и пени не является обязательным условием освобождения налогоплательщика от ответственности. Именно так, законодатель поощряется добросовестного налогоплательщика."
Таким образом, в такой ситуации налогоплательщик может, как минимум уменьшить размер штрафа, ссылаясь на смягчающие обстоятельства.
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 28.07.2023 Госдума ускорит возбуждение уголовного дела по налоговым недоимкам
- 25.07.2023 Бастрыкин считает недопустимым неуплату налогов блогерами
- 24.07.2023 СК РФ не всех сообщников обвиняемой в неуплате налогов блогера Блиновской
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 21.07.2023 Замдиректора превратился в ИП‑управляющего: налоговики доначислили 6,5 миллионов рублей
- 08.06.2023 Суд усмотрел в ежемесячной выплате дивидендов уклонение от уплаты взносов
- 04.05.2023 Юристы назвали основную претензию налоговиков к блогерам
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, считая, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду путем использования схемы "дробления бизнеса" на взаимозависимые организации, применяющие специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт согласованности действий взаимозависимых организаций, направленных на уменьше
- 26.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество, действуя умышленно, сознательно исказило сведения о фактах хозяйственной жизни путем отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения с целью увеличения суммы налоговых вычетов по о
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
при расчете земельного налога применил ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что спорные участки налогоплательщика отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и к территориальным зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, установлены условия для при
- 19.07.2023
Налогоплательщик указывал
на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.
- 23.08.2017
Суд правильно
указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 16.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-02-08/124500
- 22.12.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2023 г. № Ф09-8454/23 по делу № А76-1889/2023
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
Комментарии