
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Вина по административному правонарушению и вина по НК РФ
Вина по административному правонарушению и вина по НК РФ
С введением нового Кодекса об административных правонарушениях РФ, в него перекочевали некоторые составы правонарушений из НК РФ с той лишь разницей, что субъектом ответственности является должностное лицо. При этом налоговые органы, зачастую, считают, что при привлечении должностного лица и доказывания его вины в рамках административного производства у налоговых органов отсутствует обязанность доказывать вину налогоплательщика при привлечении к ответственности на основании НК РФ. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 августа 2003 года № А56-40260/02 в рассматриваемой ситуации отмечено:
29.08.2007С введением нового Кодекса об административных правонарушениях РФ, в него перекочевали некоторые составы правонарушений из НК РФ с той лишь разницей, что субъектом ответственности является должностное лицо. При этом налоговые органы, зачастую, считают, что при привлечении должностного лица и доказывания его вины в рамках административного производства у налоговых органов отсутствует обязанность доказывать вину налогоплательщика при привлечении к ответственности на основании НК РФ. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 августа 2003 года № А56-40260/02 в рассматриваемой ситуации отмечено:
"Как видно из материалов дела, в ходе проведения в отношении банка мероприятий налогового контроля в части соблюдения требований статьи 80 НК РФ инспекция установила факт несвоевременного представления ответчиком расчета сумм налога на операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, за I квартал 2002 года. Названный расчет представлен обществом 03.09.2002. По мнению инспекции, срок представления расчета - 30.04.2002, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) организации обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала.
По факту налоговой проверки инспекцией составлен акт от 02.10.2002 N 68 и принято решение от 01.11.2002 N 09-33/137 о привлечении банка к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ (непредставление налоговой декларации). Банку предложено уплатить 70750 руб. штрафа (листы дела 6 - 10).
В добровольном порядке ответчиком штраф не уплачен, что и послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Суд апелляционной инстанции принял представленное инспекцией постановление суда общей юрисдикции от 15.10.2002 (лист дела 41), согласно которому главный бухгалтер банка Зотова Л.И. привлечена к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за нарушение сроков представления налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что постановление суда общей юрисдикции от 15.10.2002 не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Согласно названному постановлению суд общей юрисдикции установил вину главного бухгалтера банка в совершении административного правонарушения, однако это не означает, что арбитражный суд, рассматривающий вопрос о привлечении другого лица к налоговой ответственности, обязан признать данное лицо виновным в совершении иного правонарушения в силу преюдициального значения судебного акта от 15.10.2002. Банк не был привлечен к участию в деле в суде общей юрисдикции, что не лишает его возможности доказывать наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение по данному делу.
Кроме того, ходатайство инспекции о приобщении к материалам дела постановления суда общей юрисдикции, изложенное в апелляционной жалобе, не содержит указания на обстоятельства, позволяющие однозначно признать такое постановление суда общей юрисдикции вступившим в законную силу (листы дела 35 - 36).
Таким образом, в действиях банка отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ; обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а следовательно, оснований для их изменения либо отмены не имеется."
Выводы:
Таким образом, наличие решения суда общей юрисдикции, на основании которого признано виновным должностное лицо налогоплательщика, не освобождает от доказывания вины налогоплательщика. Налоговые органы обязаны выполнить все процедуры, предусмотренные НК РФ.
Темы: Ответственность за нарушение налогового законодательства  Вина  
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 10.05.2012 При отсутствии вины предприятие нельзя привлечь к ответственности
- 19.03.2012 Об уголовной ответственности напомнили налоговики Саратовской области
- 27.07.2011 Главное при экономическом преступлении – вовремя раскаяться
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 26.01.2010 За НДС ответит банк?
- 29.08.2007 Проблемы исчисления недоимки при камеральной проверке
- 29.08.2007 Вина налогоплательщика
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 20.10.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген
- 13.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве
- 16.03.2013
Суды на основании исследования
и оценки имеющихся в деле доказательств сделали выводы о том, что управление своими разъяснениями ввело налогоплательщика в заблуждение относительно правильности исчисления НДС, что привело к неверному определению обществом своих налоговых обязательств; отсутствуют основания для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в связи с отсутствием его вины в совершении - 10.05.2012
В силуВся судебная практика по этой теме »
id="r">п. 2 ст. 109
НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. В рассматриваемом случае суды пришли к правильному выводу об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения за неуплату (неполную уплату) земельного налога и обоснованно признали недействительными спорные решения инспекции в этой ча- 26.08.2011
Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений
финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом является основанием для не начисления налоговых санкций и пеней на сумму недоимки.
- 26.08.2011
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
Комментарии