
Аналитика / Налогообложение / Взыскали и нашли: ФНС принудительно изъяла в бюджет почти 1 трлн рублей
Взыскали и нашли: ФНС принудительно изъяла в бюджет почти 1 трлн рублей
Если бы не пандемия, показатель мог бы быть еще выше
23.03.2021Налоговая в прошлом году принудительно взыскала с неплательщиков в бюджет 930 млрд рублей. Об этом говорится в докладе Минфина об исполнении плана министерства за 2020-й («Известия» ознакомились с документом). Несмотря на это, общая сумма задолженности по налогам и сборам несколько возросла — на 1,5%, до 1,8 трлн рублей, следует из документа. Эксперты оценили работу ФНС как эффективную. Впрочем, взыскать большие суммы налоговой помешали пандемия и мораторий на принудительное изъятие средств в бюджет, полагают они.
В принудительном порядке
Оценки по принудительному взысканию задолженности перед бюджетом за 2019 год Минфин и ФНС не приводили. Однако такие данные публиковала ранее Счетная палата. По информации аудиторов, в 2019-м налоговая в принудительном порядке получила от неплательщиков 985 млрд рублей.
В 2020-м этот показатель несколько снизился в сравнении с данными, которые приводила СП, и составил 930 млрд, следует из доклада Минфина. Общая сумма задолженности по налогам и сборам несколько возросла — на 1,5%, или 27,5 млрд, до 1,8 трлн рублей. На рост показателя оказал существенное влияние мораторий на применение налоговыми органами мер принудительного взыскания и возбуждение процедур банкротства.
Примерно треть этой суммы бюджет недополучил из-за потери налогоплательщиками финансовой устойчивости. Согласно документу Минфина, задолженность по налогам и страховым взносам среди компаний и физлиц, находящихся на стадии банкротства, по итогам 2020-го составила 552 млрд рублей. Общее количество таких должников — как юридических, так и физических лиц — в прошлом году выросло почти в полтора раза.
По итогам 2020 года коэффициент соотношения совокупной задолженности к поступлениям по налогам, сборам и страховым взносам (debt-to-income ratio, DTI) составил 6,5%, говорится в докладе Минфина. Такого уровня удалось достичь благодаря принудительному взысканию, урегулированию требований налоговой экономическими методами, внедрению первых элементов ранжирования долга, прогнозированию поведения плательщика с учетом оценки его финансового состояния, следует из документа.
«Известия» направили запрос в Минфин и ФНС с просьбой оценить, насколько существенными оказались уровень принудительного взыскания, а также общая величина задолженности перед бюджетом.
Пандемия помешала
Для того чтобы оценить эффективность работы с налоговой задолженностью, в международной практике используется финансовый коэффициент DTI, согласился член адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Никита Болтинский. Если показатель по стране составил 6,5 %, как указывает Минфин, то работу российских налоговых органов можно назвать достаточно эффективной.
Показатель взыскания в целом сопоставим со значением 2019 года, отметил эксперт РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Козлов. Даже в кризисный 2020 год доля физических и юридических лиц, нарушающих срок и порядок уплаты налогов, осталась на прежнем уровне, подчеркнул экономист.
Налоговая вправе взыскать недоимку из денежных средств на банковском счете должника или, если их недостаточно, за счет его имущества, напомнила член Ассоцации юристов России Ольга Эттлер.
Помимо принудительного взыскания, подразделение ФНС может погасить долг путем зачета, добавил Никита Болтинский. Это означает, что суммы переплат, поступившие ранее в бюджет, списываются на покрытие образовавшейся задолженности, пояснил юрист.
931 млрд рублей взысканных долгов — это половина налоговой задолженности по состоянию на начало 2020 года, напомнил директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Дмитрий Дегтярев. Хотя результат действительно довольно высокий, это не позволило добиться снижения совокупных непогашенных обязательств перед бюджетом. Впрочем, на собираемость и своевременность уплаты действительно повлияла как пандемия, так и введенные в 2020 году ограничения на меры принудительного взыскания и возбуждение процедур банкротства, согласился эксперт.
Задолженность перед государством — вторая в очереди на погашение банкротящихся организаций после обязательств по выплате зарплаты, напомнил управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Впрочем, взыскание долгов с разоряющихся компаний или граждан, включая налоговые платежи, достаточно безнадежный процесс, отметил он. Согласно данным Федресурса, доля дел о банкротстве, в которых кредиторы вообще ничего не получили по итогам процедуры, в 2019 году составила 68%, а сумма возврата из общего объема обязательств не превысила 5%. Возможно, по налоговым делам уровень несколько выше, однако не стоит забывать, что в 2020 году действовал мораторий на банкротства, и цифры могут сильно отличаться от данных за 2019 год.
Впрочем, если налоговая задолженность была образована до старта процедуры банкротства, то она выделяется из общей конкурсной массы и взыскивается в приоритетном порядке, уточнил Павел Козлов.
Всего в бюджетную систему страны в 2020 году поступило без малого 38 трлн рублей, сумма недопоступлений от банкротящихся организаций в полтриллиона — вполне заметна, добавил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Очевидно, что все долги вернуть не удастся, поэтому процедура их переоценки после кризиса должна быть пересмотрена, отметил он. Сейчас они «висят», например, у регионов или муниципалитетов как дебиторская задолженность, уточнил Владимир Климанов. Поскольку фактически она никогда реально не будет ими получена, это может создавать искаженные представления об их бюджетных возможностях. ФНС и другие органы управления должны каким-то образом учесть кризисность ситуации и применить дифференцированный подход к задолженности — например, частично досрочно ее списать для очищения отчетности, резюмировал экономист.
Иногда недобросовестные плательщики пытаются использовать банкротство, чтобы уклониться от уплаты сборов в бюджет, добавил Дмитрий Дегтярев. Однако фиктивное разорение несет значительные риски привлечения не только к налоговой, но и к уголовной ответственности. С учетом повышения возможностей ФНС по выявлению связей между отдельными должниками, а также ввиду общего повышения прозрачности бизнеса вероятность разоблачения подобных схем в последние годы значительно возросла, отметил специалист.
Темы: Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  Бюджет  
- 15.08.2022 В Республике Татарстан судебные приставы взыскали 1 млрд рублей налогов
- 11.08.2022 Срок выдачи ИНН через МФЦ сократят до 3 дней
- 11.08.2022 ФНС разработала новую форму уведомления об исчисленных суммах налогов
- 04.08.2022 РФ в июле сократила нефтегазовые доходы на 22,5%
- 03.08.2022 В бюджет Москвы за полгода поступило 1,8 трлн рублей
- 19.07.2022 В России собрали 636,4 млрд рублей за счет повышенного налога в 15%
- 15.08.2022 Декларацию 3‑НДФЛ надо будет сдавать по новой форме
- 29.06.2022 КС подтвердил возможность внесудебного взыскания налогов с бывших ИП
- 31.05.2022 Если свидетель не пришел в налоговый орган…
- 20.02.2021 Минфин предложил меры по повышению собираемости налогов без их увеличения
- 25.02.2020 Об изменениях в порядке осуществления проверок Федеральным казначейством
- 16.09.2019 Нецелевое и неправомерное использование средств: обзор арбитражной практики
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи - 05.05.2016 Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
- 12.05.2014
Нарушение обществом «РАТЕП» установленного
Налоговым кодексом Российской Федерации порядка перечисления налога на доходы физических лиц, выразившееся в ошибочном указании в платежном поручении кода ОКАТО (классификатора административно-территориальных образований), нарушает права и законные интересы Администрации города Серпухова, а также жителей города Серпухова. - 07.03.2014
Суды первой и апелляционной
инстанции неправомерно не применили подп. 14 п. 1 статьи 251 НК РФ, поскольку средства, полученные от привлечения к труду осужденных, относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения. Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011 г.) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государ
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 10.11.2016 О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О единовременной выплате пенсионерам»
- 26.10.2015 О федеральном бюджете на 2016 год
- 30.07.2015 Распоряжение Правительства от 25 июля 2015 г. №1467-р
Комментарии