Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Ответственность за нарушение в бухгалтерском учете: настоящее и будущее

Ответственность за нарушение в бухгалтерском учете: настоящее и будущее

Государственные (муниципальные) учреждения при нарушении требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности несут административную ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ

08.07.2020
Автор: Гришакова О., эксперт журнала

В настоящее время подготовлена новая редакция КоАП РФ (ID проекта 02/04/01‑20/00099059 (далее – проект)[1]). Планируется, что изменения вступят в силу в 2021 году. В данном материале сравним действующие нормы ст. 15.15.6 КоАП РФ с аналогичными положениями проекта.

Нарушения в бухгалтерском учете и отчетности, в отношении которых предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ, делятся следующим образом:

  1. Непредставление или представление бухгалтерской отчетности с нарушением установленных сроков.
  2. Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  4. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Проектом предусмотрены аналогичные нарушения и их квалификация.

Непредставление, нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности

 

 

Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей этой отчетности, или не повлекшее искажения показателей этой отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 5 000 до 15 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Под незначительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее

Наложение на должностных лиц административного

Наложение на должностных лиц административного

представление бухгалтерской отчетности, содержащей значительное искажение показателей этой отчетности

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 15 000 до 30 000 руб.

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

 Под значительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требованийк бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 30 000 до 50 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Под грубым нарушение ведения бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • более чем на 10 %;
  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности;

3) включение в бухгалтерскую отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

4) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

5) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

6) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Освобождение от административной ответственности.

Предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность нарушения в бухгалтерском за нарушение ведения бухгалтерского учета требований к бухгалтерскому учету и отчетности возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений.

При этом должностные лица освобождаются от ответственности за указанные правонарушения в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) представления бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бухгалтерской отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в бухгалтерской отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности.

Административная ответственность нарушения в бухгалтерском , предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ за искажение показателей бухгалтерской отчетности, не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Аналогичные положения предусмотрены в проекте.

Cрок давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в бухгалтерском учете и отчетности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Такой же срок предполагается установить в новой редакции кодекса (п. 3.31 проекта).

* * *

Сравнив действующие нормы КоАП РФ с проектом в части ответственности государственных (муниципальных) учреждений за нарушения требований к бухгалтерскому учету и отчетности, сделаем вывод, что некоторые меры ответственности предполагается смягчить.

Так, при принятии проекта, если бухгалтерская отчетность не будет представлена или будут нарушены сроки ее представления, должностным лицам может быть вынесено предупреждение или им может грозить штраф от 5 000 до 15 000 руб. В настоящее время за такое нарушение предусмотрен штраф от 10 000 до 30 000 руб.

В новой редакции КоАП РФ также не планируют вводить нормы об ответственности за повторное нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению и представлению отчетности. 


[1] Размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2020 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Административное производство (особенности)
  • 17.01.2016  

    Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару

  • 14.07.2015  

    Свидетельские показания в отсутствие иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.

  • 14.09.2014  

    Арбитражные суды, принимая во внимание положения п. 3 ст. 23 ГК РФ и, учитывая требования Федерального закона № 68-ФЗ, обоснованно признали, что ИП является лицом, обязанным соблюдать требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Довод предпринимателя о нарушении административным органом предмета проверки подлежит отклонению, поскольку предметом проверки являлось соблюдение предпринимателем как владельцем склада ГСМ обязат


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 06.03.2019  

    Налоговый орган полагает, что ранее принятые компанией к вычету суммы НДС со стоимости запчастей (которые использовались при гарантийном ремонте) подлежали восстановлению к уплате.

    Итог: требование организации было удовлетворено, потому что согласно учетной политики компании вычеты применены правомерно.

  • 26.02.2019   Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2018 г. № Ф04-5481/18 по делу № А27-9856/2018
  • 12.06.2017  

    В соответствии с принятой в обществе учетной политикой при начислении амортизации основных фондов применяются единые с налоговым учетом сроки полезного использования. Состав амортизационных групп определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Нормы амортизации рассчитываются исходя из нижней границы срока полезного использования, определенного для амортизационной группы. С учетом вышеизло


Вся судебная практика по этой теме »