Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок отражения недостачи ТМЦ в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок отражения недостачи ТМЦ в бухгалтерском и налоговом учете

Сроки проведения инвентаризации, ее продолжительность по времени определяются организацией самостоятельно

03.02.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

Организация занимается оптовой продажей бытовой техники и применяет общую систему налогообложения. По состоянию на 2 июля 2019 года была проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Проверка фактического наличия ТМЦ и составление инвентаризационных описей осуществлялось в июле 2019 года, а сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей было завершено только в ноябре 2019 года (в связи с большим объемом ТМЦ).

По данным инвентаризации выявлены излишки и недостачи.

В каком периоде нужно отразить излишки и недостачи в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемом случае выявленные по результатам инвентаризации излишки и недостачи следует отразить в бухгалтерском учете и налоговом учете в ноябре 2019 года.

Обоснование позиции:

Обязанность проведения инвентаризации установлена Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, сроки проведения инвентаризации - ее продолжительность по времени определяются организацией самостоятельно и обычно закрепляются в соответствующем распорядительном документе, например, в приказе о проведении инвентаризации. В случае, если в установленные сроки инвентаризация не завершается, может быть издан приказ о ее продлении.

Выявление излишков и недостач товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по результатам инвентаризации является фактом хозяйственной жизни организации, который способен оказать влияние на финансовый результат ее деятельности (ст.ст. 3, 5 Закона N 402-ФЗ). Такой факт подлежит оформлению первичным учетным документом при его совершении, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности того месяца, в котором она была закончена (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации)). При этом ч. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ определено, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Здесь стоит отметить, что понятие инвентаризации на законодательном уровне четко не определено. Из ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ следует, что при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. При этом п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации определено, что основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвентаризация имущества представляет собой комплекс мероприятий, включающий не только проверку его фактического наличия, но сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Если сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета не закончено, сличительные ведомости не составлены, то и говорить об окончании инвентаризации как о свершении факта хозяйственной жизни не приходится. Например, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 10.11.2015 по делу N 33-5223/2015 сказано, что сведения об отсутствующем имуществе могли стать известны инвентаризационной комиссии только после проведения инвентаризации, составления инвентаризационной описи, сопоставления ее данных с показателями бухгалтерского учета и отражения расхождений в сличительной ведомости.

Кроме того, в бухгалтерском учете оприходование излишков, списание недостач и убытков должно быть обоснованным. Окончательное решение об урегулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета принимает руководитель организации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Для оприходования выявленных излишков и списания обнаруженных недостач организации необходимо оформить надлежащим образом инвентаризационную опись, сличительную ведомость, акт о приемке или акт на списание и соответствующий приказ (п.п. 2.5, 4.1, 5.1 и 5.2 Методических указаний по инвентаризации, п.п. 29-33 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ)).

Ненадлежащее оформление результатов инвентаризации рассматривается судами как отсутствие доказательств, подтверждающих выявленную недостачу имущества (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 17.10.2017 N Ф09-5982/17, АС Дальневосточного округа от 19.11.2014 N Ф03-4812/14).

Следует учитывать, что возможность длительного проведения инвентаризации ТМЦ предусмотрена Методическими указаниями по инвентаризации (смотрите п.п. 3.18-1.19 Методических указаний по инвентаризации). Что само по себе говорит о том, что законодатель допускает ситуацию, в которой между датой начала инвентаризации и ее окончанием проходит существенный промежуток времени. Т.е. такая ситуация вполне допустима и нарушением законодательства не является.

Помимо этого, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В силу п. 1 ст. 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Доказывание наличия таких обстоятельств производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в рамках налоговых проверок и налогового мониторинга.

Не подтвержденные инвентаризацией данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также данных налогового учета и отчетности могут не отражать достоверное финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Отметим, что наличие в Методических указаниях по инвентаризации положений, устанавливающих специальный порядок оприходования и списания ТМЦ во время проведения инвентаризации, позволяет избежать искажений бухгалтерской отчетности в ситуации, когда в процессе проведения инвентаризации поступают и выбывают ТМЦ. Так, ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются к учету после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности (п. 3.18 Методических указаний по инвентаризации). Отпуск ТМЦ во время длительного проведения инвентаризации допустим только в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии (п. 3.19 Методических указаний по инвентаризации).

С учетом изложенного полагаем, что до окончания процедуры сличения и до утверждения результатов инвентаризации руководителем, у организации отсутствуют основания для отражения в бухгалтерском учете выявленных излишков и недостач. В связи с этим, по нашему мнению, в рассматриваемом случае выявленные по результатам инвентаризации излишки и недостачи следует отражать в бухгалтерском учете в ноябре 2019 года.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Бухгалтерская отчетность
  • 14.03.2018  

    О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

  • 17.01.2018  

    Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статья 252 НК РФ предусмотрела, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оф

  • 06.09.2017  

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего с 01.01.2013, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.


Вся судебная практика по этой теме »

Первичные документы
  • 12.02.2018  

    Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части налога на прибыль по эпизоду (ремонт асфальтового покрытия на арендуемом земельном участке), суды пришли к выводу о том, что обществом осуществлен ремонт арендуемой площадки для поддержания ее в исправном состоянии, и, соответственно, налогоплательщик правомерно включил расходы, связанные с текущим ремонтом арендованного имущества, в состав общих расходов текущег

  • 13.02.2017  

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »