Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Учет затрат на покупку форменной одежды

Учет затрат на покупку форменной одежды

Расходы на приобретение форменной одежды, которая передается сотрудникам организации во временное пользование, могут быть учтены в составе материальных расходов в целях исчисления налога на прибыль

04.10.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Предприятие осуществляет охранные услуги. На предприятии утверждено Положение о форменной одежде, согласно которому охранники обеспечиваются форменной одеждой. Форменная одежда является собственностью предприятия и используется работниками только во время несения службы, на сумму стоимости одежды уменьшается налогооблагаемая прибыль предприятия.

Стоимость форменной одежды менее 40 000 руб., срок ее эксплуатации не превышает 12 месяцев.

Отраслевыми (типовыми) нормами выдача форменной одежды не предусмотрена.

Помимо охранников на предприятии работают также дежурные пульта, которые ведут видеонаблюдение за охраняемыми объектами, то есть тоже осуществляют охранные функции. Руководством предприятия было принято решение обеспечить форменной одеждой дежурных пульта видеонаблюдения и внести соответствующие изменения в Положение о форменной одежде. В договорах с заказчиками говорится только о том, что организация выставляет охранников в форменной одежде.

Как будут учитываться затраты на приобретение форменной одежды для дежурных пульта в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете учитывать форменную одежду для дежурных пульта можно по аналогии со спецодеждой в составе МПЗ, закрепив данные положения в учетной политике.

Расходы на приобретение форменной одежды, которая передается сотрудникам организации во временное пользование, могут быть учтены в составе материальных расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Сказанное относится как к форменной одежде, в которой охранник исполняет свои обязанности на стационарных рабочих местах, так и к форме для дежурных пульта.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации форменная одежда (далее - ФО) выдается работникам для осуществления ими трудовых обязанностей и остается в собственности организации.

В нормативных документах по бухгалтерскому учёту отсутствуют специальные положения по учёту форменной одежды.

При учёте ФО можно воспользоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания).

При учёте ФО в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ) она принимается к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 "Учёт материально-производственных запасов" фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС (п. 11 Методических указаний).

ФО принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 10 в корреспонденции со счетами 60, 76. К счету 10 нужно открыть субсчет "ФО" (п. 13 Методических указаний). Основанием для оприходования являются первичные документы, полученные от продавца (производителя). На складе (иных местах хранения), как правило, оформляется приходный ордер (может быть разработан на основе унифицированной формы N М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (далее - Постановление N 71а) (п. 16 Методических указаний).

Порядок списания первоначальной стоимости ФО организация вправе установить самостоятельно в учётной политике. При разработке учетной политики можно воспользоваться п. 21 и 26 Методических указаний. В силу п. 21 Методических указаний единовременное списание стоимости спецодежды допускается при условии, что срок ее эксплуатации не превышает 12 месяцев.

С учетом того, что в рассматриваемом случае срок эксплуатации ФО менее 12 месяцев, при выдаче ФО работникам ее фактическая себестоимость списывается единовременно в момент выдачи ее сотрудникам со счета 10 в дебет счетов учета затрат 20, 26, 44.

Организация обязана вести аналитический учет ФО по наименованиям, количеству и фактической себестоимости с указанием даты передачи в эксплуатацию, мест эксплуатации (по подразделениям) и материально ответственных лиц (п. 22 Методических указаний).

Отпуск ФО в эксплуатацию со складов организаций (иных мест хранения) может производится на основании:

  • требования-накладной (за основу может быть взята форма N М-11);
  • накладной (за основу может быть взята форма N М-15);
  • лимитно-заборной карты (за основу может быть взята форма N М-8).

Образцы этих форм утверждены Постановлением N 71а.

При необходимости организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению ФО (п. 15 и 19 Методических указаний).

В соответствии с п. 61 Методических указаний выдача работникам и возврат ими ФО должны отражаться в личных карточках учета выдачи ФО. При выдаче ФО со склада также необходимо сделать запись в ведомости учета выдачи ФО (за основу может быть взята форма N МБ-7, утверждена Постановлением N 71а).

Налоговый учет

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П), при этом налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (письма ФНС России от 03.07.2017 N СД-4-3/12831@, Минфина России от 21.03.2017 N 03-03-07/16259, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81910).

Расходы на приобретение ФО, которая передается сотрудникам организации во временное пользование и не является амортизационным имуществом, могут быть учтены в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ такие расходы считаются осуществленными на дату передачи ФО в эксплуатацию (производство) (письма Минфина России от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54958, от 18.07.2012 N 03-11-06/2/87, от 19.07.2012 N 03-03-06/1/349, от 05.07.2011 N 03-03-06/2/109, УФНС России по г. Москве от 18.12.2009 N 16-15/133972).

При этом особое внимание нужно обратить на документальное оформление обеспечения работников ФО для того, чтобы иметь возможность учитывать стоимость ФО в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок признания доходов и расходов
  • 30.10.2019  

    Налоговый орган начислил налог на прибыль, пени, штраф ввиду неправомерного включения в состав расходов затрат на субаренду нежилых помещений и перевозку товара.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные помещения использовались налогоплательщиком в течение длительного времени, договоры субаренды носили формальный характер, установлено одновременное заключение договора аренды помещен

  • 03.06.2019  

    Основанием для доначислений по налогу на прибыль и НДС послужил вывод инспекции о том, что заявитель необоснованно включил в состав косвенных расходов затраты в виде нагрузочных потерь, возникших на оптовом рынке электроэнергии, а также заявил налоговые вычеты по данным расходам.

    Итог: суд отклонил доводы инспекции о том, что в рассматриваемом случае приобретенный на опто

  • 22.04.2019  

    Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России в части доначисления налога на прибыль в размере по операциям с ЧАО.

    Итог: рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли к выводу, что обществом была проведена контрольная инвентаризация после оформленных ранее результа


Вся судебная практика по этой теме »

Расходы, связанные с производством
  • 10.12.2018  

    По мнению инспекции, включение в состав Соглашения об отступном от 13.12.2012 г. № 2 условий о погашении договора займа за счет предоставленного имущества ЗАО и дальнейшая корректировка регистров налогового учета повлекли получение обществом необоснованной налоговой выгоды путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2012 год. В ходе проверки инспекция установила наличие особых форм расчетов и сроков платеже

  • 19.11.2018  

    Основанием для начисления 1,7 млн руб. налога на прибыль послужил вывод инспекции о том, что в отсутствие надлежаще оформленных первичных документов общество неправомерно уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытка, образовавшегося в предыдущих налоговых периодах у ОАО.

    Итог: суды поддержали позицию инспекции. Первичные документы, подтверждающие указанны

  • 22.10.2018  

    По мнению налогового органа компания незаконно отразила в составе внереализационных расходов курсовые разницы и проценты по долговым обязательствам.

    Итог: в удовлетворении заявленных требований было отказано, потому что доводы налогового органа были подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »