 
                Аналитика / Налогообложение / Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще
Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще
ФНС за год проверила менее 1% предприятий, выявив нарушения в 91% случаев
09.09.2019Внедрение риск-ориентированного подхода в проверки бизнеса дало первые результаты: их общее число снижается, проверок таможенников и налоговиков стало меньше в прошлом году на 35–40%. Резко выросли только пожарные рейды МЧС.
Самыми массовыми проверками бизнеса в 2018 году стали визиты инспекторов МЧС. Волна инспекций прошла после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня». Усиление контроля после громких происшествий говорит о расширении практик ручного управления, следует из доклада Минэкономразвития с анализом всех уровней контрольно-надзорной деятельности за 2018 год, изученного РБК.
Не по плану
Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей планомерно сокращаются в последние годы. Но доля плановых проверок снижается, а внеплановых — растет.
Общее число проверок сократилось на 9% в 2018 году.
Доля плановых проверок в общем количестве сократилась до 26%, а внеплановых возросла до 74%.
При плановых проверках нарушения выявляются значительно чаще, чем при внеплановых. Большинство внеплановых проверок направлено на то, чтобы проконтролировать, исправлены ли выявленные ранее нарушения.
- Общее количество выявленных нарушений выросло на 20%, до 4,4 млн. Нарушения выявляются в среднем в 57% случаев.
- Наиболее распространенным видом санкций остаются административные штрафы — 78% от общего числа наказаний.
Государство оценивает эффективность проверок по числу выявленных нарушений, а ключевой функцией остается применение штрафных санкций, прокомментировал РБК управляющий партнер УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. Хотя главная задача надзора, по его словам, «снижение рисков нарушений, а не условно «карательная» — выявление уже допущенных нарушений и привлечение к ответственности».
- Средний размер штрафов для ИП вырос до 13,3 тыс. руб., для юрлиц — до 58 тыс. руб.
- На одно предприятие в год приходится в среднем 1,3 проверки. Показатель остается стабильным последние три года.
Другую цифру приводит Российский союз промышленников и предпринимателей — до 2,14 проверки, по результатам опросов бизнеса.
Статистика искажена, потому что появились новые виды проверок, которые не контролирует прокуратура, — административные расследования, контрольные закупки, пояснил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. «Очень тревожно, что такие проверки не отражаются в статистике и реальная ситуация еще хуже», — отметил Калинин.

- Наибольший объем надзора осуществляют ФНС, МЧС, Роспотребнадзор, МВД, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Роструд, Ространснадзор и ФТС. На их долю приходится свыше 70% расходов федерального бюджета на контрольно-надзорную деятельность.
- Нагрузка на инспекторов в разных ведомствах неравномерна. Например, один инспектор Роструда проводит более 74 проверок в год, Ростехнадзора — 27, МЧС — 19, налоговик — четыре проверки, таможенник — три.
«Ручное» управление
Значительное число внеплановых проверок (более 23%) проводится по поручениям прокуратуры, правительства и президента, что говорит о расширении практик ручного управления — после резонансных случаев начинаются тотальные внеплановые проверки, отмечает Минэкономразвития. По статистике, самыми массовыми (22,5% общего числа) стали проверки МЧС. «Обращает на себя внимание существенное увеличение в 2018 году количества проверок, проведенных МЧС России», — говорится в докладе.
- МЧС увеличила число проверок на 27%, до 220,3 тыс., в 2018 году.
Рост объясняется тотальными проверками противопожарной безопасности на объектах массового скопления людей (спортивных сооруженях и крупных торговых центрах), отмечается в докладе Минэкономразвития.
- Количество инспекторов МЧС выросло на 30% за счет прироста инспекторов государственной пожарной службы, отмечается в докладе.
Это прямая реакция на трагедию в торговом центре «Зимняя вишня», прокомментировал РБК глава комиссии по пожарной безопасности «Деловой России» Максим Винтер. После пожара, в котором погибли 60 человек, Генпрокуратура поручила проверить все торгово-развлекательные центры в России. Массовые проверки привели к закрытию некоторых ТЦ.
Последняя реальная проверка «Зимней вишни» была в 2012 году, потом контроль был лишь на бумаге. Очередная проверка была намечена на 2016 год, но ТЦ попал под надзорные каникулы, так как относился к малому бизнесу. Как выяснил Следственный комитет, МЧС пыталась провести внеплановую проверку «Зимней вишни», но ее не согласовала прокуратура.
МЧС выявило нарушения у половины (52,5%) проверенных предприятий за 2018 год. Противопожарная служба проводит исключительно выездные проверки, и как правило, они отличаются высокой степенью строгости, отмечает Винтер.
Максимальный административный штраф для юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности достигает 1 млн руб. Средний штраф составляет 150 тыс. руб., отметил Винтер.
Налоговые проверки
Федеральная налоговая служба (ФНС) занимает особое место среди контрольно-надзорных органов, так как проверяет исполнение налоговых обязательств потенциально всеми юрлицами и предпринимателями.
- Количество проверок ФНС снизилось на 35,5% — до 67 тыс. в 2018 году.
Преобладают проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и полноты учета выручки (59%). После перехода на онлайн-кассы в 2018 году количество таких проверок снизилось на 45,5%. Выездных налоговых проверок и проверок соблюдения валютного законодательства примерно поровну, и они занимают лишь по 20% от общего числа, уточнила РБК пресс-служба ФНС.
- ФНС, по данным Минэкономразвития, проверила менее 1% предприятий за весь 2018 год. Нарушения налогового законодательства выявлены у 91% проверенных предприятий.
Это обусловлено совершенствованием риск-ориентированного подхода, пояснили в ФНС. То есть форма, частота и продолжительность проверок зависит от потенциальной угрозы вреда. Для снижения административной нагрузки на бизнес налоговые органы переориентировались на побуждение предпринимателей добровольно уточнять обязательства по уплате налогов без выездных проверок.
- ФНС лидирует среди ведомств по числу инспекторов, при этом их количество за год сократилось на 6,5%, до 18 тыс.
- Налоговая также получает больше всего средств — 10,6 млрд руб., или почти 18% всех расходов государства на контрольно-надзорные функции.
Проверки ФНС за год принесли в бюджет 296 млрд руб. доходов. Причем 80 млрд руб. (27%) поступили после побуждения предпринимателей добровольно уточнить декларации, отметили в ФНС.
- Лишь в 3,5% случаев (17 из 448) должностные лица ФНС были привлечены к ответственности за проверки, результаты которых были признаны недействительными.
Часть решений были отменены, потому что предприниматели представили в суде документы, которых не было при проверке, объяснили в ФНС. Свыше половины (57,6%) отмененных решений налоговых органов связаны с разным толкованием законодательства судом и налоговым органом, «что исключает вину должностных лиц налогового органа».
Таможенное администрирование
Штрафы за таможенные нарушения несопоставимо больше остальных и во многих случаях кратны стоимости незаконно ввозимых товаров. Общая сумма наложенных ФТС штрафов за 2018 год составила 133,8 млрд. руб.
- Количество таможенных проверок снизилось почти на 40%, до 34,7 тыс. в 2018 году.
- За два года количество таможенных инспекторов утроилось — с 3668 в 2016 году до 12 467 в 2018 году.
Как пояснили РБК в ФТС, фактически радикального роста числа инспекторов не было — служба уточнила их фактическую численность в отчетности.
- Результативность проверок возросла на 20% — выявлено почти 48 тыс. нарушений, сообщила РБК пресс-служба ФТС. ФТС занимает второе место среди ведомств по числу выявленных случаев причинения вреда юрлицами и ИП, следует из доклада Минэкономразвития.
Главным инструментом таможенного контроля стала система управления рисками (СУР). Участники внешнеэкономической деятельности распределены по трем категориям риска в зависимости от вероятности нарушений. «Такой подход позволяет таможенным органам сконцентрировать свои основные ресурсы и внимание на наиболее рисковых товарных поставках, а в отношении законопослушных организаций сместить контроль на этап после выпуска товара», — сообщила РБК пресс-служба ФТС.
С 2016 года до конца 2020-го действует мораторий на плановые проверки (кроме налоговых) малого бизнеса (за исключением предприятий с высокой социальной ответственностью), а штрафы за первое негрубое нарушение заменены предупреждением. Это отразилось на статистике — число административных штрафов снизилось почти на 19% за три года, а предупреждений — на 45%.
«Мы надеемся на постепенный переход от фискально-карательной функции органов контроля и надзора к превентивно-консультационной», — прокомментировал Калинин из «Опоры России».
До конца года должен появиться «зеркальный реестр» — онлайн-платформа, где предприниматели смогут сообщать о проверках и подавать жалобы. Информация будет стекаться в прокуратуру.
Пересмотреть и отменить лишние и нереализуемые требования должна «регуляторная гильотина» — масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности. К 2021 году все требования, которые к этому моменту не были пересмотрены, будут отменены. Первыми уже осенью этого года должны отменить устаревшие советские нормы. «Реформа должна была завершиться еще в 2018 году при бывшем министре «открытого правительства» Михаиле Абызове, но не дошла до логического завершения», — указывает член генерального совета «Деловой России» Максим Винтер.



