Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще

Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще

ФНС за год проверила менее 1% предприятий, выявив нарушения в 91% случаев

09.09.2019
Автор: Ольга Агеева

Внедрение риск-ориентированного подхода в проверки бизнеса дало первые результаты: их общее число снижается, проверок таможенников и налоговиков стало меньше в прошлом году на 35–40%. Резко выросли только пожарные рейды МЧС.

Самыми массовыми проверками бизнеса в 2018 году стали визиты инспекторов МЧС. Волна инспекций прошла после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня». Усиление контроля после громких происшествий говорит о расширении практик ручного управления, следует из доклада Минэкономразвития с анализом всех уровней контрольно-надзорной деятельности за 2018 год, изученного РБК.

Не по плану

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей планомерно сокращаются в последние годы. Но доля плановых проверок снижается, а внеплановых — растет.

Общее число проверок сократилось на 9% в 2018 году.

Доля плановых проверок в общем количестве сократилась до 26%, а внеплановых возросла до 74%.

При плановых проверках нарушения выявляются значительно чаще, чем при внеплановых. Большинство внеплановых проверок направлено на то, чтобы проконтролировать, исправлены ли выявленные ранее нарушения.

  • Общее количество выявленных нарушений выросло на 20%, до 4,4 млн. Нарушения выявляются в среднем в 57% случаев.
  • Наиболее распространенным видом санкций остаются административные штрафы — 78% от общего числа наказаний.

Государство оценивает эффективность проверок по числу выявленных нарушений, а ключевой функцией остается применение штрафных санкций, прокомментировал РБК управляющий партнер УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. Хотя главная задача надзора, по его словам, «снижение рисков нарушений, а не условно «карательная» — выявление уже допущенных нарушений и привлечение к ответственности».

  • Средний размер штрафов для ИП вырос до 13,3 тыс. руб., для юрлиц — до 58 тыс. руб.
  • На одно предприятие в год приходится в среднем 1,3 проверки. Показатель остается стабильным последние три года.

Другую цифру приводит Российский союз промышленников и предпринимателей — до 2,14 проверки, по результатам опросов бизнеса.

Статистика искажена, потому что появились новые виды проверок, которые не контролирует прокуратура, — административные расследования, контрольные закупки, пояснил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. «Очень тревожно, что такие проверки не отражаются в статистике и реальная ситуация еще хуже», — отметил Калинин.

  • Наибольший объем надзора осуществляют ФНС, МЧС, Роспотребнадзор, МВД, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Роструд, Ространснадзор и ФТС. На их долю приходится свыше 70% расходов федерального бюджета на контрольно-надзорную деятельность.
  • Нагрузка на инспекторов в разных ведомствах неравномерна. Например, один инспектор Роструда проводит более 74 проверок в год, Ростехнадзора — 27, МЧС — 19, налоговик — четыре проверки, таможенник — три.

«Ручное» управление

Значительное число внеплановых проверок (более 23%) проводится по поручениям прокуратуры, правительства и президента, что говорит о расширении практик ручного управления — после резонансных случаев начинаются тотальные внеплановые проверки, отмечает Минэкономразвития. По статистике, самыми массовыми (22,5% общего числа) стали проверки МЧС. «Обращает на себя внимание существенное увеличение в 2018 году количества проверок, проведенных МЧС России», — говорится в докладе.

  • МЧС увеличила число проверок на 27%, до 220,3 тыс., в 2018 году.

Рост объясняется тотальными проверками противопожарной безопасности на объектах массового скопления людей (спортивных сооруженях и крупных торговых центрах), отмечается в докладе Минэкономразвития.

  • Количество инспекторов МЧС выросло на 30% за счет прироста инспекторов государственной пожарной службы, отмечается в докладе.

Это прямая реакция на трагедию в торговом центре «Зимняя вишня», прокомментировал РБК глава комиссии по пожарной безопасности «Деловой России» Максим Винтер. После пожара, в котором погибли 60 человек, Генпрокуратура поручила проверить все торгово-развлекательные центры в России. Массовые проверки привели к закрытию некоторых ТЦ.

Последняя реальная проверка «Зимней вишни» была в 2012 году, потом контроль был лишь на бумаге. Очередная проверка была намечена на 2016 год, но ТЦ попал под надзорные каникулы, так как относился к малому бизнесу. Как выяснил Следственный комитет, МЧС пыталась провести внеплановую проверку «Зимней вишни», но ее не согласовала прокуратура.

МЧС выявило нарушения у половины (52,5%) проверенных предприятий за 2018 год. Противопожарная служба проводит исключительно выездные проверки, и как правило, они отличаются высокой степенью строгости, отмечает Винтер.

Максимальный административный штраф для юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности достигает 1 млн руб. Средний штраф составляет 150 тыс. руб., отметил Винтер.

Налоговые проверки

Федеральная налоговая служба (ФНС) занимает особое место среди контрольно-надзорных органов, так как проверяет исполнение налоговых обязательств потенциально всеми юрлицами и предпринимателями.

  • Количество проверок ФНС снизилось на 35,5% — до 67 тыс. в 2018 году.

Преобладают проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и полноты учета выручки (59%). После перехода на онлайн-кассы в 2018 году количество таких проверок снизилось на 45,5%. Выездных налоговых проверок и проверок соблюдения валютного законодательства примерно поровну, и они занимают лишь по 20% от общего числа, уточнила РБК пресс-служба ФНС.

  • ФНС, по данным Минэкономразвития, проверила менее 1% предприятий за весь 2018 год. Нарушения налогового законодательства выявлены у 91% проверенных предприятий.

Это обусловлено совершенствованием риск-ориентированного подхода, пояснили в ФНС. То есть форма, частота и продолжительность проверок зависит от потенциальной угрозы вреда. Для снижения административной нагрузки на бизнес налоговые органы переориентировались на побуждение предпринимателей добровольно уточнять обязательства по уплате налогов без выездных проверок.

  • ФНС лидирует среди ведомств по числу инспекторов, при этом их количество за год сократилось на 6,5%, до 18 тыс.
  • Налоговая также получает больше всего средств — 10,6 млрд руб., или почти 18% всех расходов государства на контрольно-надзорные функции.

Проверки ФНС за год принесли в бюджет 296 млрд руб. доходов. Причем 80 млрд руб. (27%) поступили после побуждения предпринимателей добровольно уточнить декларации, отметили в ФНС.

  • Лишь в 3,5% случаев (17 из 448) должностные лица ФНС были привлечены к ответственности за проверки, результаты которых были признаны недействительными.

Часть решений были отменены, потому что предприниматели представили в суде документы, которых не было при проверке, объяснили в ФНС. Свыше половины (57,6%) отмененных решений налоговых органов связаны с разным толкованием законодательства судом и налоговым органом, «что исключает вину должностных лиц налогового органа».

Таможенное администрирование

Штрафы за таможенные нарушения несопоставимо больше остальных и во многих случаях кратны стоимости незаконно ввозимых товаров. Общая сумма наложенных ФТС штрафов за 2018 год составила 133,8 млрд. руб.

  • Количество таможенных проверок снизилось почти на 40%, до 34,7 тыс. в 2018 году.
  • За два года количество таможенных инспекторов утроилось — с 3668 в 2016 году до 12 467 в 2018 году.

Как пояснили РБК в ФТС, фактически радикального роста числа инспекторов не было — служба уточнила их фактическую численность в отчетности.

  • Результативность проверок возросла на 20% — выявлено почти 48 тыс. нарушений, сообщила РБК пресс-служба ФТС. ФТС занимает второе место среди ведомств по числу выявленных случаев причинения вреда юрлицами и ИП, следует из доклада Минэкономразвития.

Главным инструментом таможенного контроля стала система управления рисками (СУР). Участники внешнеэкономической деятельности распределены по трем категориям риска в зависимости от вероятности нарушений. «Такой подход позволяет таможенным органам сконцентрировать свои основные ресурсы и внимание на наиболее рисковых товарных поставках, а в отношении законопослушных организаций сместить контроль на этап после выпуска товара», — сообщила РБК пресс-служба ФТС.

С 2016 года до конца 2020-го действует мораторий на плановые проверки (кроме налоговых) малого бизнеса (за исключением предприятий с высокой социальной ответственностью), а штрафы за первое негрубое нарушение заменены предупреждением. Это отразилось на статистике — число административных штрафов снизилось почти на 19% за три года, а предупреждений — на 45%.

«Мы надеемся на постепенный переход от фискально-карательной функции органов контроля и надзора к превентивно-консультационной», — прокомментировал Калинин из «Опоры России».

До конца года должен появиться «зеркальный реестр» — онлайн-платформа, где предприниматели смогут сообщать о проверках и подавать жалобы. Информация будет стекаться в прокуратуру.

Пересмотреть и отменить лишние и нереализуемые требования должна «регуляторная гильотина» — масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности. К 2021 году все требования, которые к этому моменту не были пересмотрены, будут отменены. Первыми уже осенью этого года должны отменить устаревшие советские нормы. «Реформа должна была завершиться еще в 2018 году при бывшем министре «открытого правительства» Михаиле Абызове, но не дошла до логического завершения», — указывает член генерального совета «Деловой России» Максим Винтер.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Проверки
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Проверки
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Проверки
  • 25.01.2017  

    Как обоснованно отмечено судами, из положений ст. 93.1. НК РФ следует, что возможность исполнения обязанности по представлению документов ставится в зависимость от доступности и четкости изложения предъявляемых налоговым органом сведений, а также возможности их исполнения. Реальный объем данной обязанности налогоплательщика может быть определен в каждом конкретном случае исходя из содержания соответствующего требования налог

  • 25.03.2014  

    Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о соответствии действий инспекции по направлению материалов проверки в следственные органы требованиям статьи 32 НК РФ (2 месяца прошло), поскольку на момент принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции срок, предусмотренный пунктом 3 названной правовой нормы, уже истек.

  • 11.03.2014  

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ № 55 от 12.10.2006 г. «О применении судами обеспечительных мер», под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 ст. 19 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. Следовательно, у инспекции не имелось правовых оснований для совершения действий предусмотренных


Вся судебная практика по этой теме »