Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще

Почему налоговики стали проверять бизнес реже, а инспекторы МЧС чаще

ФНС за год проверила менее 1% предприятий, выявив нарушения в 91% случаев

09.09.2019
Автор: Ольга Агеева

Внедрение риск-ориентированного подхода в проверки бизнеса дало первые результаты: их общее число снижается, проверок таможенников и налоговиков стало меньше в прошлом году на 35–40%. Резко выросли только пожарные рейды МЧС.

Самыми массовыми проверками бизнеса в 2018 году стали визиты инспекторов МЧС. Волна инспекций прошла после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня». Усиление контроля после громких происшествий говорит о расширении практик ручного управления, следует из доклада Минэкономразвития с анализом всех уровней контрольно-надзорной деятельности за 2018 год, изученного РБК.

Не по плану

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей планомерно сокращаются в последние годы. Но доля плановых проверок снижается, а внеплановых — растет.

Общее число проверок сократилось на 9% в 2018 году.

Доля плановых проверок в общем количестве сократилась до 26%, а внеплановых возросла до 74%.

При плановых проверках нарушения выявляются значительно чаще, чем при внеплановых. Большинство внеплановых проверок направлено на то, чтобы проконтролировать, исправлены ли выявленные ранее нарушения.

  • Общее количество выявленных нарушений выросло на 20%, до 4,4 млн. Нарушения выявляются в среднем в 57% случаев.
  • Наиболее распространенным видом санкций остаются административные штрафы — 78% от общего числа наказаний.

Государство оценивает эффективность проверок по числу выявленных нарушений, а ключевой функцией остается применение штрафных санкций, прокомментировал РБК управляющий партнер УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. Хотя главная задача надзора, по его словам, «снижение рисков нарушений, а не условно «карательная» — выявление уже допущенных нарушений и привлечение к ответственности».

  • Средний размер штрафов для ИП вырос до 13,3 тыс. руб., для юрлиц — до 58 тыс. руб.
  • На одно предприятие в год приходится в среднем 1,3 проверки. Показатель остается стабильным последние три года.

Другую цифру приводит Российский союз промышленников и предпринимателей — до 2,14 проверки, по результатам опросов бизнеса.

Статистика искажена, потому что появились новые виды проверок, которые не контролирует прокуратура, — административные расследования, контрольные закупки, пояснил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. «Очень тревожно, что такие проверки не отражаются в статистике и реальная ситуация еще хуже», — отметил Калинин.

  • Наибольший объем надзора осуществляют ФНС, МЧС, Роспотребнадзор, МВД, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Роструд, Ространснадзор и ФТС. На их долю приходится свыше 70% расходов федерального бюджета на контрольно-надзорную деятельность.
  • Нагрузка на инспекторов в разных ведомствах неравномерна. Например, один инспектор Роструда проводит более 74 проверок в год, Ростехнадзора — 27, МЧС — 19, налоговик — четыре проверки, таможенник — три.

«Ручное» управление

Значительное число внеплановых проверок (более 23%) проводится по поручениям прокуратуры, правительства и президента, что говорит о расширении практик ручного управления — после резонансных случаев начинаются тотальные внеплановые проверки, отмечает Минэкономразвития. По статистике, самыми массовыми (22,5% общего числа) стали проверки МЧС. «Обращает на себя внимание существенное увеличение в 2018 году количества проверок, проведенных МЧС России», — говорится в докладе.

  • МЧС увеличила число проверок на 27%, до 220,3 тыс., в 2018 году.

Рост объясняется тотальными проверками противопожарной безопасности на объектах массового скопления людей (спортивных сооруженях и крупных торговых центрах), отмечается в докладе Минэкономразвития.

  • Количество инспекторов МЧС выросло на 30% за счет прироста инспекторов государственной пожарной службы, отмечается в докладе.

Это прямая реакция на трагедию в торговом центре «Зимняя вишня», прокомментировал РБК глава комиссии по пожарной безопасности «Деловой России» Максим Винтер. После пожара, в котором погибли 60 человек, Генпрокуратура поручила проверить все торгово-развлекательные центры в России. Массовые проверки привели к закрытию некоторых ТЦ.

Последняя реальная проверка «Зимней вишни» была в 2012 году, потом контроль был лишь на бумаге. Очередная проверка была намечена на 2016 год, но ТЦ попал под надзорные каникулы, так как относился к малому бизнесу. Как выяснил Следственный комитет, МЧС пыталась провести внеплановую проверку «Зимней вишни», но ее не согласовала прокуратура.

МЧС выявило нарушения у половины (52,5%) проверенных предприятий за 2018 год. Противопожарная служба проводит исключительно выездные проверки, и как правило, они отличаются высокой степенью строгости, отмечает Винтер.

Максимальный административный штраф для юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности достигает 1 млн руб. Средний штраф составляет 150 тыс. руб., отметил Винтер.

Налоговые проверки

Федеральная налоговая служба (ФНС) занимает особое место среди контрольно-надзорных органов, так как проверяет исполнение налоговых обязательств потенциально всеми юрлицами и предпринимателями.

  • Количество проверок ФНС снизилось на 35,5% — до 67 тыс. в 2018 году.

Преобладают проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и полноты учета выручки (59%). После перехода на онлайн-кассы в 2018 году количество таких проверок снизилось на 45,5%. Выездных налоговых проверок и проверок соблюдения валютного законодательства примерно поровну, и они занимают лишь по 20% от общего числа, уточнила РБК пресс-служба ФНС.

  • ФНС, по данным Минэкономразвития, проверила менее 1% предприятий за весь 2018 год. Нарушения налогового законодательства выявлены у 91% проверенных предприятий.

Это обусловлено совершенствованием риск-ориентированного подхода, пояснили в ФНС. То есть форма, частота и продолжительность проверок зависит от потенциальной угрозы вреда. Для снижения административной нагрузки на бизнес налоговые органы переориентировались на побуждение предпринимателей добровольно уточнять обязательства по уплате налогов без выездных проверок.

  • ФНС лидирует среди ведомств по числу инспекторов, при этом их количество за год сократилось на 6,5%, до 18 тыс.
  • Налоговая также получает больше всего средств — 10,6 млрд руб., или почти 18% всех расходов государства на контрольно-надзорные функции.

Проверки ФНС за год принесли в бюджет 296 млрд руб. доходов. Причем 80 млрд руб. (27%) поступили после побуждения предпринимателей добровольно уточнить декларации, отметили в ФНС.

  • Лишь в 3,5% случаев (17 из 448) должностные лица ФНС были привлечены к ответственности за проверки, результаты которых были признаны недействительными.

Часть решений были отменены, потому что предприниматели представили в суде документы, которых не было при проверке, объяснили в ФНС. Свыше половины (57,6%) отмененных решений налоговых органов связаны с разным толкованием законодательства судом и налоговым органом, «что исключает вину должностных лиц налогового органа».

Таможенное администрирование

Штрафы за таможенные нарушения несопоставимо больше остальных и во многих случаях кратны стоимости незаконно ввозимых товаров. Общая сумма наложенных ФТС штрафов за 2018 год составила 133,8 млрд. руб.

  • Количество таможенных проверок снизилось почти на 40%, до 34,7 тыс. в 2018 году.
  • За два года количество таможенных инспекторов утроилось — с 3668 в 2016 году до 12 467 в 2018 году.

Как пояснили РБК в ФТС, фактически радикального роста числа инспекторов не было — служба уточнила их фактическую численность в отчетности.

  • Результативность проверок возросла на 20% — выявлено почти 48 тыс. нарушений, сообщила РБК пресс-служба ФТС. ФТС занимает второе место среди ведомств по числу выявленных случаев причинения вреда юрлицами и ИП, следует из доклада Минэкономразвития.

Главным инструментом таможенного контроля стала система управления рисками (СУР). Участники внешнеэкономической деятельности распределены по трем категориям риска в зависимости от вероятности нарушений. «Такой подход позволяет таможенным органам сконцентрировать свои основные ресурсы и внимание на наиболее рисковых товарных поставках, а в отношении законопослушных организаций сместить контроль на этап после выпуска товара», — сообщила РБК пресс-служба ФТС.

С 2016 года до конца 2020-го действует мораторий на плановые проверки (кроме налоговых) малого бизнеса (за исключением предприятий с высокой социальной ответственностью), а штрафы за первое негрубое нарушение заменены предупреждением. Это отразилось на статистике — число административных штрафов снизилось почти на 19% за три года, а предупреждений — на 45%.

«Мы надеемся на постепенный переход от фискально-карательной функции органов контроля и надзора к превентивно-консультационной», — прокомментировал Калинин из «Опоры России».

До конца года должен появиться «зеркальный реестр» — онлайн-платформа, где предприниматели смогут сообщать о проверках и подавать жалобы. Информация будет стекаться в прокуратуру.

Пересмотреть и отменить лишние и нереализуемые требования должна «регуляторная гильотина» — масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности. К 2021 году все требования, которые к этому моменту не были пересмотрены, будут отменены. Первыми уже осенью этого года должны отменить устаревшие советские нормы. «Реформа должна была завершиться еще в 2018 году при бывшем министре «открытого правительства» Михаиле Абызове, но не дошла до логического завершения», — указывает член генерального совета «Деловой России» Максим Винтер.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Проверки
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Проверки
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла

  • 12.12.2022  

    Участник ссылался на уклонение общества от предоставления документации.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Проверки
  • 11.01.2023  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль организаций, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик необоснованно применил систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли в торговых залах, общая площадь которых превышала 150 кв. м; доходы превысили предельный размер, ограничивающий право на применение УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом

  • 05.12.2022  

    Налоговый орган, ссылаясь на неуплату налогоплательщиком штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ, начисленного за непредставление истребуемых документов, принял решение о взыскании спорной суммы за счет его имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом соблюден порядок взыскания штрафа, в добровольном порядке налогоплательщиком спорная сумма не уплачена.

  • 19.10.2022  

    Общество-1 полагало, что неисполнение участником и директором общества-2 обязанностей по предоставлению в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, а также внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ повлекли невозможность удовлетворения его требований по договору.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом-1 не доказана причинно-следственная связь между действиями участника и


Вся судебная практика по этой теме »