Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Поправки в НК РФ: новшества по расчету пеней, учету налогоплательщиков и другие

Поправки в НК РФ: новшества по расчету пеней, учету налогоплательщиков и другие

В ближайшее время должны прекратиться споры о том, входит ли день погашения налоговой задолженности в период просрочки. Федеральный закон от 27.11.18 № 424-ФЗ (далее — Закон № 424-ФЗ) содержит поправку, согласно которой за день, когда сумма недоимки перечислена в бюджет, нужно начислить пени. Этот же закон ограничил величину пеней размером налоговой задолженности. Наконец, данный закон разрешил ФНС России вводить особый порядок учета налогоплательщиков в зависимости от суммы уплаченных налогов и взносов, среднесписочной численности работников и иных показателей. Об этих и других новшествах читайте в нашей сегодняшней статье

29.12.2018
Автор: Елена Маврицкая

Новые правила расчета пеней

Комментируемый закон внес важные поправки в порядок расчета пеней. Новшества вступят в силу 27 декабря 2018 года (через месяц после официального опубликования Закона № 424-ФЗ), то есть позже, чем сам Закон № 424-ФЗ (начало его действия — 28 ноября 2018 года).

Что считать последним днем просрочки

В действующей редакции пункта 3 статьи 75 НК РФ сказано, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Началом периода просрочки считается день, следующий за установленной датой уплаты налога. Что же касается последнего дня просрочки, то о нем в статье 75 НК РФ ничего не говорится. В частности, нет указания на то, нужно ли включать в период просрочки тот день, когда налогоплательщик погасил свою задолженность перед бюджетом.

В последнее время чиновники занимают по этому вопросу выгодную налогоплательщикам позицию. Так, специалисты Минфина России считают, что день погашения задолженности не является днем просрочки, и пени за этот день платить не нужно (письмо 05.07.16 № 03-02-07/39318). Аналогичной точки зрения придерживаются и в ФНС России (письмо от 06.12.17 № ЗН-3-22/7995).

А вот Высший арбитражный суд ранее высказывал позицию, согласно которой пени нужно начислять по день фактического погашения недоимки. Соответствующий вывод сделан в пунктах 57 и 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. 

Комментируемый закон должен снять разногласия, возникающие по данной теме. В новой редакции пункта 3 статьи 75 НК РФ прописано правило: день уплаты налога включается в период просрочки. Соответственно, за этот день необходимо начислить пени. Данная норма распространяется и на пени, начисленные за несвоевременную уплату сборов и страховых взносов (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Обратите внимание: хотя упомянутое правило начнет действовать с 27 декабря 2018 года, но применяется оно в отношении недоимки, возникшей после даты вступления в силу Закона № 424-ФЗ, то есть с 28 ноября 2018 года (ч. 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ). Следовательно, если недоимка, возникшая 28 ноября или позднее, будет погашена до 27 декабря, то за день погашения пени не начисляются. Если же недоимка, возникшая 28 ноября и позднее, будет погашена 27 декабря или позднее, то за день погашения придется заплатить пени.

Ограничение по сумме пеней

Сейчас НК РФ не ограничивает сумму пеней, которая начисляется в случае неуплаты налога. Это значит, что величина пеней может в несколько раз превосходить размер самой задолженности. Правда, есть мнение, что начисление пеней должно прекратиться в тот момент, когда истек срок, установленный для принудительного взыскания задолженности. Такая позиция изложена, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07 и в письме ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263. Но на практике инспекторы зачастую начисляют пени даже на ту задолженность, которую они уже никогда не взыщут.

Но вскоре ситуация изменится. В обновленной редакции пункта 3 статьи 75 НК РФ закреплено ограничение: сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Данное ограничение касается также пеней, начисленных за несвоевременную уплату сборов и страховых взносов (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Вместе с тем появилась оговорка: указанное правило не распространяется на порядок расчета пеней, приведенный в главах Налогового кодекса, посвященных налогу на прибыль и ЕСХН. Таким образом, пени, начисленные при утрате права на уплату единого сельхозналога, строго говоря, могут быть сколь угодно большими. То же самое относится и к пеням, начисленным на сумму недоимки консолидированной группы налогоплательщиков. Однако не исключено, что в указанные главы Налогового кодекса также внесут изменения, и размер пеней будет лимитирован.

Особый порядок учета налогоплательщиков

В настоящее время пункт 1 статьи 83 НК РФ предусматривает особый порядок учета для отдельных категорий налогоплательщиков. Это, прежде всего, крупнейшие налогоплательщики, которые состоят на учете не в «обычных» ИФНС, а в межрегиональных (межрайонных) инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам (особенности учета таких лиц утв. приказом Минфина России от 11.07.05 № 85н). Также отдельные правила предусмотрены для учета иностранных организаций и граждан, участников проекта «Сколково» и ряда других категорий.

С 27 декабря 2018 года Федеральная налоговая служба сможет ввести специальный порядок постановки на учет организаций, не относящихся к указанным категориям налогоплательщиков. Особенности учета будут зависеть от объема заплаченных налогов (сборов, взносов), и от показателей финансово-хозяйственной деятельности. Среди таких показателей — суммарный объем доходов, среднесписочная численность работников и стоимость активов (новая редакция п. 1 ст. 83 НК РФ).

Бухгалтерия Онлайн

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Пеня
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Пеня
  • 31.12.2018  

    По итогам налоговой проверки компании были начислены НДС, пени. Предложено было уплатить задолженность по налогу. Но организация не исполнила требование. Инспекция обратилась в суд.

    Итог: требование ИФНС было удовлетворено, потому что налоговый орган обратился в суд в установленный срок.

  • 26.11.2018  

    Налоговым органом выставлено требование об уплате пени по налогу на прибыль, которые образовались в связи с несвоевренной уплатой налога (который был доначислен по результатам налоговой проверки).

    Итог: в удовлетворении заявленных требований отказано, так как у ИФНС не была утрачена возможность взыскания задолженности по пеням.

  • 26.11.2018  

    По мнению компании оспариваемое требование об уплате пени по налогу на добавленную стоимость выставлено налоговым органом, с нарушением установленного законом срока, налоговый орган утратил возможность взыскания пени.

    Итог: суд отказал в удовлетворении требований. Арбитры пришли к выводу о соответствии оспариваемого требования действующему законодательству, действительной обязанности общества перед бюджето


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »