
Аналитика / Налогообложение / Все бухгалтеры теперь обязаны применять федеральные стандарты
Все бухгалтеры теперь обязаны применять федеральные стандарты
В Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» были внесены изменения
18.08.2017Российский налоговый порталС 19 июля 2017 года Федеральный закон «О бухгалтерском учете» работает уже в новой редакции. Какие основные изменения произошли, и на что следует обратить внимание?
1. В части первой статьи 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» был добавлен новый пункт 2.1. Если ранее к документам в области регулирования бухгалтерского учета относились:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Сейчас (после внесения поправок) к документам в области регулирования бухгалтерского учета отнесены еще и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 статьи 21.
2. В части 3 статьи 21 были добавлены изменения в пункт 5.
Старая редакция пункт 5 части 3 статьи 21 |
Новая редакция пункт 5 части 3 статьи 21 |
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: 1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; 2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; 3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; 4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета; 5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; 6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств; 7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; 8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом. |
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: 1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; 2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; 3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; 4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета; 5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения; 6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств; 7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; 8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом. |
3. Часть 6 статьи 21 закона:
Старая редакция части 6 статьи 21 |
Новая редакция части 6 статьи 21 |
План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации. |
Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. |
4. Часть 15 статьи 21 закона:
Старая редакция части 15 статьи 21 |
Новая редакция части 15 статьи 21 |
Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. |
Федеральные и отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и предусмотренным частью 6 настоящей статьи нормативным актам Центрального банка Российской Федерации. |
5. пункт 1 части 2 статьи 23 закона:
Старая редакция части 2 статьи 23 |
Новая редакция части 2 статьи 23 |
Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции: 1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения; 2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов; 3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов; 4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов; 5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. |
Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции: 1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации и обобщает практику применения указанных стандартов и нормативных актов; 2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов; 3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов; 4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов; 5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. |
6. Особое внимание стоит уделить статье 30 «Особенности применения настоящего Федерального закона», в которую добавлена новая часть 1.1 следующего содержания: «Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами. При этом в отношении указанных положений не применяется установленное вторым предложением части 15 статьи 21 настоящего Федерального закона требование о том, что отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам».
Что это значит? Теперь к документам, регулирующим бухгалтерский учет на предприятии, относятся, в первую очередь, федеральные стандарты. Эти федеральные стандарты обязательны для применения всеми бухгалтерами (на всех предприятиях).
Ранее федеральные стандарты были обязательны только для бухгалтеров, которые работают в компаниях госсектора, начиная с отчетности 2018 года.
Что относится к указанным стандартам? Это «привычные нам» ПБУ. Они отнесены к федеральным стандартам, но не все.
Признаны федеральными стандартами ПБУ, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 по 01.01.2013. Это все положения по бухгалтерскому учету, начиная с ПБУ 1/2008 и заканчивая ПБУ 24/2011. В то же время, в число федеральных стандартов не вошли: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160.
Темы: Бухгалтерская отчетность  Первичные документы  
- 03.06.2025 Росстат изменил правила сдачи отчетности через обслуживающие бухгалтерии
- 26.03.2025 Организациям надо отчитываться в Росстат об основных фондах по новым правилам
- 11.03.2025 Отчитаться в ГИР БО за прошлый год надо до 31 марта
- 21.07.2021 Бухучет для ИП обязанность или право?
- 09.11.2020 Вправе ли бухгалтер принимать к учету скан-образы документов?
- 14.10.2019 Компания вправе подтвердить свои расходы электронными документами
- 05.06.2025 Что меняется в учёте расходов: разбор проекта ФСБУ от Минфина
- 06.02.2024 Что такое ОКПО и где его взять
- 13.10.2023 Структура классификатора ОКОФ и как применять в 2023
- 17.05.2024 Партнерский договор: как он помогает создать бизнес
- 08.06.2023 Как в налоговой декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать операции по продаже автомобилей, возвращенных лизингополучателем?
- 21.12.2022 Какими проводками в бухгалтерском учете формируется резерв под обесценение материалов, товаров и признание убытка от их обесценения?
- 06.04.2025
Об истребовании
документации должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие сведений о дебиторах и кредиторах общества, мотивированных пояснений относительно установления обществом из оборотно-сальдовых ведомостей дебиторов и кредиторов (с указанием конкретных контрагентов) не позволило конкурсному управляющему в достаточной степени установить перечень таких лиц, отраженных в бухгалтерском
- 07.03.2025
Подрядчик выполнил
работы, которые были оплачены с учетом НДС. Считая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, подрядчик потребовал от заказчика принять к учету корректировочные счета-фактуры, в принятии их к учету было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как объем работ, их стоимость и способ расчета оплаты были согласованы при заключении договора на торгах; на момент заключения
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил недоимку по НДС, пени и штраф, предложил внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указав на создание обществом схемы ухода от налогообложения путем оформления фактов хозяйственной деятельности по поставке товаров контрагентом, не имеющих места в действительности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана недостоверность информации, с
- 15.09.2024
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни, отражении в налоговом и бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту арендованного электрооборудования "нереальными" контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены наличие в представленных обществом первичных документах нед
- 08.09.2024
Выявив, что
налогоплательщик не отразил в бухгалтерском учете, в налоговых декларациях и в книгах продаж операции по реализации продукции и что это повлекло занижение налогооблагаемой базы по НДС и по налогу на прибыль организаций, налоговый орган доначислил ему НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку тот факт, что в целях получения незаконной налоговой э
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 10.06.2025 Письмо Минфина России от 18.04.2025 г. № 07-01-07/39172
- 26.05.2025 Письмо ФНС России от 23.04.2025 г. № ЗГ-2-1/6878@
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 02.10.2024 г. № 02-07-11/95400
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 04.10.2024 г. № 30-01-15/96401
- 22.10.2024 Письмо ФНС России от 16.10.2024 г. № ЕД-16-20/295@
- 03.09.2024 Письмо Минфина России от 02.05.2024 г. № 07-01-10/40524
Комментарии