Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Сам по себе факт не проставления на путевом листе отметок о проведении предрейсового контроля не исключает возможности признания расходов на ГСМ

Сам по себе факт не проставления на путевом листе отметок о проведении предрейсового контроля не исключает возможности признания расходов на ГСМ

Одним из обязательных условий для признания расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является их документальная подтвержденность.

09.06.2017
Российский налоговый портал

Организация применяет общий режим налогообложения и согласно учетной политике использует типовую форму путевого листа. Минтранс дополнил путевой лист новым обязательным реквизитом «Сведения о техническом осмотре». Организация не осуществляет услуги по перевозке, а использует принадлежащий ей автотранспорт для собственной деятельности.

Будут ли учитываться в целях налогообложения прибыли затраты на ГСМ, если в путевых листах не будут проставлены отметки о техосмотре?

Ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сам по себе факт не проставления на путевом листе отметок о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не исключает возможности признания расходов на горюче-смазочные материалы в налоговом учете.

Обоснование позиции:

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ одним из обязательных условий для признания расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является их документальная подтвержденность. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). На основании ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы.

Отметим, что перечня документов, необходимых для документального подтверждения расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), глава 25 НК РФ не предусматривает (дополнительно смотрите, например, письмо Минфина России от 09.02.2016 г. № 03-03-07/6701).

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), в связи с этим он выступает одним из документов, служащих основанием для признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письма ФНС России от 22.11.2010 г. № ШС-37-3/15988@, Минфина России от 25.08.2009 г. № 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 г. № 16-15/068679@, от 13.10.2009 г. № 16-15/107268, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2016 г. № Ф07-10648/16 по делу № А21-8008/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2015 г. № Ф06-19054/13 по делу № А65-21365/2013).

Пунктом 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. № 152 (далее – приказ № 152), который применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 указанного документа), установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Прямого ответа на вопрос о правомерности признания расходов на ГСМ при нарушении требований п. 16.1 Приказа № 152 нормативно-правовые акты не дают. На наш взгляд, данное обстоятельство не отрицает возможности включения расходов на ГСМ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Поясним.

Во-первых, предусмотренная п. 16.1 Приказа № 152 отметка не является обязательным реквизитом ни первичных учетных документов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), ни путевых листов (Раздел II Приказа № 152). Ее проставление вытекает из предусмотренного ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требования, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Во-вторых, не любые погрешности в оформлении первичных учетных документов влекут за собой невозможность признания затрат в налоговом учете. Так, например, в письме Минфина России от 04.02.2015 г. № 03-03-10/4547 разъясняется, что ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. По нашему мнению, путевой лист, не удовлетворяющий требованиям п. 16.1 Приказа № 152, также может указывать на факт использования транспорта в деятельности, направленной на получение дохода, и на расход ГСМ (дополнительно смотрите определение ВАС РФ от 30.08.2013 г. № ВАС-11880/13, постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 г. № Ф06-3255/13).

В-третьих, путевой лист не является единственным и необходимым документом, подтверждающим правомерность признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.06.2011 г. № 03-03-06/1/354, постановления ФАС Московского округа от 18.09.2013 г. № Ф05-10932/13, от 12.12.2011 г. № Ф05-13091/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 г. № А74-3569/2009).

Вместе с тем исключить вероятность налоговых споров относительно обоснованности включения расходов на ГСМ в расчет подлежащей налогообложению прибыли при нарушении требований п. 16.1 Приказа № 152 мы не можем.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Расходы, связанные с производством
  • 10.12.2018  

    По мнению инспекции, включение в состав Соглашения об отступном от 13.12.2012 г. № 2 условий о погашении договора займа за счет предоставленного имущества ЗАО и дальнейшая корректировка регистров налогового учета повлекли получение обществом необоснованной налоговой выгоды путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2012 год. В ходе проверки инспекция установила наличие особых форм расчетов и сроков платеже

  • 03.12.2018  

    Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России в части доначисления налога на прибыль в размере по операциям с ЧАО.

    Итог: рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли к выводу, что обществом была проведена контрольная инвентаризация после оформленных ранее результа

  • 19.11.2018  

    Основанием для начисления 1,7 млн руб. налога на прибыль послужил вывод инспекции о том, что в отсутствие надлежаще оформленных первичных документов общество неправомерно уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытка, образовавшегося в предыдущих налоговых периодах у ОАО.

    Итог: суды поддержали позицию инспекции. Первичные документы, подтверждающие указанны


Вся судебная практика по этой теме »

Материальные расходы
  • 04.07.2018  

    Суды пришли к выводу о том, что расходы, учитываемые обществом в целях налогообложения прибыли, обоснованность применения налоговых вычетов по НДС по аренде помещений и их обслуживанию являются экономически неоправданными и направленными на получение необоснованной налоговой выгоды в виде получения налоговых вычетов по НДС, а также завышения расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.

  • 04.08.2014  

    Приобретенная обществом многооборотная тара используется для хранения товаров на складе и для доставки товара при его реализации, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается инспекцией, поэтому расходы на ее приобретение относятся к материальным расходам, связанным с производством и реализацией. Поскольку данная тара в целях налогообложения не является амортизируемым имуществом, указанным в ст. 256 НК РФ, то со

  • 26.02.2014  

    Поскольку заявителем акты оказанных услуг по передаче электроэнергии за ноябрь, декабрь 2008 г. от ОАО «ФСК ЕЭС» получены 27 февраля 2010 г., суды с учетом п. 2 ст. 272 НК РФ, признали необоснованным вывод инспекции о том, что заявителем не были соблюдены правила списания на прямые расходы суммы затрат по услугам передачи электроэнергии, оказанным ОАО «ФСК ЕЭС» в 2008 году, расходы по которым неправомерно учтены при формировании


Вся судебная практика по этой теме »