Аналитика / Налогообложение / Принятие на работу иностранного сотрудника: как платить страховые взносы и по какой ставке рассчитать НДФЛ?
Принятие на работу иностранного сотрудника: как платить страховые взносы и по какой ставке рассчитать НДФЛ?
Организация принимает на работу иностранца - гражданина Республики Беларусь. Работник временно пребывает на территории РФ и не является высококвалифицированным специалистом.
Какая ставка НДФЛ (30% или 13%) применяется в отношении доходов указанного сотрудника, если он пробыл на территории России меньше 183 дней?
Какими еще взносами надлежит обложить доход гражданина Республики Беларусь?
12.05.2016Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка НДФЛ в размере 13% с первого дня его трудоустройства вне зависимости от того, является он налоговым резидентом или нет.
Кроме того, организация обязана уплачивать с выплат, начисленных в пользу указанного работника, страховые взносы:
- в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обоснование вывода:
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Так, в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающим в РФ иностранным гражданином считается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В целях повышения эффективного международного сотрудничества 29.05.2014 Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в г. Астане был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС). Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2015.
С учетом п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС граждане Республики Беларусь, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости получения соответствующих разрешительных документов.
НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ (налога на доходы физических лиц, далее также - Налог) признаются физические лица (в том числе иностранные граждане (ст. 11 НК РФ)), являющиеся:
- налоговыми резидентами РФ;
- не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.
Иностранные граждане могут являться налоговыми резидентами, если фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Заработная плата иностранных граждан является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ на основании пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ.
Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, исчисление, удержание и уплата в бюджет НДФЛ возложена налоговым законодательством именно на организацию-работодателя.
В общем случае доходы в виде заработной платы, получаемые налоговыми резидентами РФ, облагаются Налогом по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении сумм заработной платы, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Вместе с тем на основании ст. 7 НК РФ при налогообложении доходов иностранных работников следует учитывать также положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доход, полученный работником - гражданином страны ЕАЭС в связи с работой по найму, с первого дня облагается по тем же ставкам, что и доход работников налоговых резидентов РФ.
Соответственно, в отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка 13% с первого дня его работы на территории РФ вне зависимости от того, является ли он резидентом для целей главы 23 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341, от 24.04.2015 № 03-04-05/23651, ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).
Страховые взносы
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам согласно пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ. Самостоятельно физические лица в этом случае страховые взносы не уплачивают.
Наряду с Законом № 212-ФЗ уплата страховых взносов регламентируется:
- Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).
Частью 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, ст. 2 Закона № 167-ФЗ, ч. 2 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона № 326-ФЗ установлено, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами, применяются правила международного договора РФ.
По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). При этом под физическими лицами понимаются в том числе иностранные граждане (п. 2 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).
Трудовая деятельность трудящегося государства - члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений этого Договора (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Пунктом 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) включает:
- обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательное медицинское страхование.
При этом согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании. Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов (ст. 4 Закона № 165-ФЗ).
Таким образом, положения Договора о ЕАЭС касаются в том числе и вопросов начисления страховых взносов на выплаты в пользу "трудящихся государства-члена", в частности временно пребывающих на территории РФ.
В соответствии с приведенными выше нормативными актами мы полагаем, что выплаты, производимые в пользу граждан Республики Беларусь, которые имеют статус временно пребывающих на территории РФ, облагаются взносами на обязательное социальное страхование в следующем порядке.
1. Страховые взносы в ФФОМС
Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 10 Закона № 326-ФЗ застрахованными лицами, подлежащими обязательному медицинскому страхованию, являются постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», работающие по трудовому договору. Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане среди перечисленных категорий не поименованы.
То есть в общем случае выплаты иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, не облагаются данными взносами.
Вместе с тем, учитывая п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из Казахстана (государства - члена Договора о ЕАЭС), работающих по трудовому договору в России, осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. А, как уже сказано выше, социальное обеспечение включает в себя в том числе и обязательное медицинское страхование.
Соответственно, организация, заключившая трудовые договоры с иностранными гражданами из Республики Беларусь, временно пребывающими в РФ, обязана уплачивать страховые взносы в ФФОМС с выплат, начисленных в пользу таких работников.
По общему правилу для страховых взносов в ФФОМС применяется тариф 5,1% (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-504).
2. Страховые взносы в ФСС
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов) подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом в общем случае в силу ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страхователями страховых взносов по ставке 1,8% за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Для выплат таким лицам установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ - 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Однако Республика Беларусь, как было сказано выше, является одним из членов Евразийского экономического союза и в отношении ее граждан применяются нормы этого международного договора. А значит, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении граждан Беларусь осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан России.
Следовательно, граждане Республики Беларусь имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории РФ, а работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и за граждан РФ (смотрите, например, письмо Минтруда России от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313).
Страховые взносы в ФСС на 2016 год по общему правилу установлены в размере 2,9% (п. 2 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ)*(1). Кроме того, приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59 утверждена форма расчета 4-ФСС. Порядком заполнения расчета прямо оговорено, что с выплат в пользу лиц, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС, плательщик страховых взносов (страхователь) уплачивает страховые взносы по тарифу 2,9%.
3. Взносы в ПФР
На временно пребывающих, как и на постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан, распространяется обязательное пенсионное страхование на основании п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ. Причем с 01.01.2015 временно пребывающие в РФ иностранные граждане считаются застрахованными независимо от продолжительности (срока) заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров (пп. «а» п. 2 ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).
Напомним, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов ЕАЭС регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Учитывая, что Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства (письмо Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268).
При этом в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ указано, что страхователи-организации в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно проживающих, а также временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Кроме того, о необходимости начислять пенсионные взносы с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, ПФР обращает внимание в информации от 02.09.2015.
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающего на территории РФ гражданина Республики Беларусь, подлежат обложению страховыми взносами в ПФР в общеустановленном законодательством РФ порядке.
Напомним, что страховые взносы в ПФР на 2016 год в общем случае (п. 1 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ) применяются в размере:
- 22,0% - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- 10,0% - свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
4. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В рассматриваемой ситуации (как уже отмечалось нами выше) в отношении страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от НС и ПЗ) применяются нормы российского законодательства. Таким образом, страхование от НС и ПЗ граждан Республики Беларусь осуществляется наравне с гражданами РФ.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
В 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).
- 08.05.2024 ФНС: компенсация за утечку персональных данных облагается НДФЛ
- 07.05.2024 В УФНС пояснили, как матери-одиночке получить двойной «детский» вычет по НДФЛ
- 06.05.2024 Гражданам РФ хотят предоставить право выбирать место уплаты НДФЛ
- 22.03.2024 До 15 апреля организациям надо подтвердить основной вид деятельности
- 01.02.2024 Новый тариф взносов «на травматизм»: надо ли сдавать уточненный ЕФС‑1?
- 10.01.2024 ФНС: расчет по страховым взносам за 2023 год надо сдавать по новой форме
- 19.02.2024 Проблемные ситуации с 6‑НДФЛ: неучтенные больничные и удержания из зарплаты
- 13.02.2024 6‑НДФЛ за I квартал надо сдавать по новой форме
- 25.12.2023 С 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ для дистанционных работников
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.
- 27.03.2024
Орган Фонда
пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.
- 04.02.2024
Фонд пришел
к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.
- 13.12.2023
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на
- 08.05.2024 Письмо Минфина России от 22.01.2024 г. № 03-04-05/4319
- 08.05.2024 Письмо Минфина России от 24.01.2024 г. № 03-04-05/5310
- 08.05.2024 Письмо Минфина России от 24.01.2024 г. № 03-04-06/5193
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-15-08/2898
- 09.04.2024 Письмо Минфина России от 23.01.2024 г. № 03-15-06/4906
- 04.04.2024 Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865
Комментарии