Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Принятие на работу иностранного сотрудника: как платить страховые взносы и по какой ставке рассчитать НДФЛ?

Принятие на работу иностранного сотрудника: как платить страховые взносы и по какой ставке рассчитать НДФЛ?

Организация принимает на работу иностранца - гражданина Республики Беларусь. Работник временно пребывает на территории РФ и не является высококвалифицированным специалистом.

Какая ставка НДФЛ (30% или 13%) применяется в отношении доходов указанного сотрудника, если он пробыл на территории России меньше 183 дней?

Какими еще взносами надлежит обложить доход гражданина Республики Беларусь?

12.05.2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка НДФЛ в размере 13% с первого дня его трудоустройства вне зависимости от того, является он налоговым резидентом или нет.

Кроме того, организация обязана уплачивать с выплат, начисленных в пользу указанного работника, страховые взносы:

- в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

- в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обоснование вывода:

Правовое положение иностранных граждан в РФ регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Так, в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ временно пребывающим в РФ иностранным гражданином считается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В целях повышения эффективного международного сотрудничества 29.05.2014 Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в г. Астане был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС). Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2015.

С учетом п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС граждане Республики Беларусь, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости получения соответствующих разрешительных документов.

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ (налога на доходы физических лиц, далее также - Налог) признаются физические лица (в том числе иностранные граждане (ст. 11 НК РФ)), являющиеся:

- налоговыми резидентами РФ;

- не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

Иностранные граждане могут являться налоговыми резидентами, если фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Заработная плата иностранных граждан является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ на основании пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, исчисление, удержание и уплата в бюджет НДФЛ возложена налоговым законодательством именно на организацию-работодателя.

В общем случае доходы в виде заработной платы, получаемые налоговыми резидентами РФ, облагаются Налогом по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении сумм заработной платы, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем на основании ст. 7 НК РФ при налогообложении доходов иностранных работников следует учитывать также положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доход, полученный работником - гражданином страны ЕАЭС в связи с работой по найму, с первого дня облагается по тем же ставкам, что и доход работников налоговых резидентов РФ.

Соответственно, в отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка 13% с первого дня его работы на территории РФ вне зависимости от того, является ли он резидентом для целей главы 23 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341, от 24.04.2015 № 03-04-05/23651, ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Страховые взносы

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам согласно пп. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ. Самостоятельно физические лица в этом случае страховые взносы не уплачивают.

Наряду с Законом № 212-ФЗ уплата страховых взносов регламентируется:

- Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ);

- Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ);

- Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

Частью 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, ст. 2 Закона № 167-ФЗ, ч. 2 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона № 326-ФЗ установлено, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами, применяются правила международного договора РФ.

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). При этом под физическими лицами понимаются в том числе иностранные граждане (п. 2 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).

Трудовая деятельность трудящегося государства - члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений этого Договора (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Пунктом 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) включает:

- обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обязательное медицинское страхование.

При этом согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании. Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов (ст. 4 Закона № 165-ФЗ).

Таким образом, положения Договора о ЕАЭС касаются в том числе и вопросов начисления страховых взносов на выплаты в пользу "трудящихся государства-члена", в частности временно пребывающих на территории РФ.

В соответствии с приведенными выше нормативными актами мы полагаем, что выплаты, производимые в пользу граждан Республики Беларусь, которые имеют статус временно пребывающих на территории РФ, облагаются взносами на обязательное социальное страхование в следующем порядке.

1. Страховые взносы в ФФОМС

Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ст. 10 Закона № 326-ФЗ застрахованными лицами, подлежащими обязательному медицинскому страхованию, являются постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», работающие по трудовому договору. Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане среди перечисленных категорий не поименованы.

То есть в общем случае выплаты иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, не облагаются данными взносами.

Вместе с тем, учитывая п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из Казахстана (государства - члена Договора о ЕАЭС), работающих по трудовому договору в России, осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. А, как уже сказано выше, социальное обеспечение включает в себя в том числе и обязательное медицинское страхование.

Соответственно, организация, заключившая трудовые договоры с иностранными гражданами из Республики Беларусь, временно пребывающими в РФ, обязана уплачивать страховые взносы в ФФОМС с выплат, начисленных в пользу таких работников.

По общему правилу для страховых взносов в ФФОМС применяется тариф 5,1% (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, письмо Минтруда России от 13.10.2015 № 17-3/В-504).

2. Страховые взносы в ФСС

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов) подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом в общем случае в силу ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страхователями страховых взносов по ставке 1,8% за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Для выплат таким лицам установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ - 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Однако Республика Беларусь, как было сказано выше, является одним из членов Евразийского экономического союза и в отношении ее граждан применяются нормы этого международного договора. А значит, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении граждан Беларусь осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан России.

Следовательно, граждане Республики Беларусь имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории РФ, а работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и за граждан РФ (смотрите, например, письмо Минтруда России от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313).

Страховые взносы в ФСС на 2016 год по общему правилу установлены в размере 2,9% (п. 2 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ)*(1). Кроме того, приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59 утверждена форма расчета 4-ФСС. Порядком заполнения расчета прямо оговорено, что с выплат в пользу лиц, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС, плательщик страховых взносов (страхователь) уплачивает страховые взносы по тарифу 2,9%.

3. Взносы в ПФР

На временно пребывающих, как и на постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан, распространяется обязательное пенсионное страхование на основании п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ. Причем с 01.01.2015 временно пребывающие в РФ иностранные граждане считаются застрахованными независимо от продолжительности (срока) заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров (пп. «а» п. 2 ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).

Напомним, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов ЕАЭС регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Учитывая, что Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства (письмо Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268).

При этом в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ указано, что страхователи-организации в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно проживающих, а также временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Кроме того, о необходимости начислять пенсионные взносы с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, ПФР обращает внимание в информации от 02.09.2015.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающего на территории РФ гражданина Республики Беларусь, подлежат обложению страховыми взносами в ПФР в общеустановленном законодательством РФ порядке.

Напомним, что страховые взносы в ПФР на 2016 год в общем случае (п. 1 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ) применяются в размере:

- 22,0% - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- 10,0% - свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

4. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В рассматриваемой ситуации (как уже отмечалось нами выше) в отношении страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от НС и ПЗ) применяются нормы российского законодательства. Таким образом, страхование от НС и ПЗ граждан Республики Беларусь осуществляется наравне с гражданами РФ.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

В 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »