Аналитика / Налогообложение / Отражение в бухгалтерском учете затрат на установку более энергосберегающих уличных светильников и замену ламп накаливания
Отражение в бухгалтерском учете затрат на установку более энергосберегающих уличных светильников и замену ламп накаливания
Признание таких затрат в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций
25.12.2015Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии законодательно установленной обязанности организации по применению энергоэффективных технологий допускаем, что расходы на замену части объектов внешнего благоустройства, при условии установки менее энергоемких, могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств или включаться в налоговую базу иным образом, например в качестве расходов на ремонт основных средств.
Также полагаем, что в бухгалтерском учете затраты при замене объектов уличного освещения могут учитываться в составе капитальных вложений и увеличивать стоимость основных средств (формировать самостоятельный объект учета) или признаваться в качестве материальных расходов. Также материальными расходами признаются затраты на приобретение энергосберегающих ламп для замены ламп накаливания.
Обоснование вывода:
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
Расходы, обуславливающие повышение энергетической эффективности организации, прямо в главе 25 НК РФ не упомянуты; в то же время при расчете налоговой базы учитываются (в виде амортизационных отчислений) затраты, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст.ст. 259-259.2, п. 5 ст. 270, п. 3 ст. 272, ст. 322 НК РФ).
Но для признания в таком качестве необходимо, чтобы затраты:
- были вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
- обуславливались совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществлялись по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
- проводились комплексно и повышали технико-экономические показатели основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Насколько мы можем судить, замена ламп накаливания на лампы с иным принципом работы не относится к вышеуказанным мероприятиям, осуществляемым в отношении основных средств, а соответствующие расходы на приобретение последних могут быть включены при расчете налоговой базы в материальные расходы (пп.пп. 2 и 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Касательно же замены уличных светильников отметим: приборы уличного освещения относятся к объектам внешнего благоустройства. В отношении признания амортизационных начислений по ним не выработано четкой позиции (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 № 03-07-11/278, от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 07.07.2009 № 03-03-06/1/443, от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). По мнению финансового ведомства и налоговых органов, в общем случае затраты на благоустройство прилегающей к зданию территории непосредственно к данному зданию не относятся, не связаны с производственной деятельностью организации и, соответственно, должны учитываться отдельно в составе объектов внешнего благоустройства, при этом амортизация по таким объектам в целях налогообложения начисляться не должна.
Вместе с тем обращаем внимание на письмо Минфина России от 07.07.2009 № 03-03-06/1/443 (смотрите также письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-03-06/1/736), в котором был сделан вывод, что затраты по благоустройству территории могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть для деятельности, направленной на получение дохода (в силу выполнения требований п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1.5 приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», п. 3.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 08.04.2003 № 34, и пр.). Тем самым указанные затраты должны рассматриваться в качестве амортизируемого имущества (при соответствии ст. 256 НК РФ) или в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 12.10.2010 № КА-А40/12233-10, от 23.11.2007 № КА-А40/12039-07 по делу № А40-1198/07-20-2, от 14.01.2008 № А56-4910/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 № А28-1630/2008-43/29).
При таком подходе допускаем, что расходы на замену части объектов внешнего благоустройства, при условии установки менее энергоемких, могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств, если соответствуют условиям п. 2 ст. 257 НК РФ, или включаться в налоговую базу иным образом, например в качестве расходов на ремонт основных средств на основании ст. 260 НК РФ (смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 № 11АП-9559/12).
Бухгалтерский учет
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты (п. 8 ПБУ 10/99).
Полагаем, что на основании п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (и принимая во внимание Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359) и п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» затраты при замене объектов уличного освещения могут учитываться в составе капитальных вложений и увеличивать стоимость основных средств (формировать самостоятельный объект учета) или признаваться в качестве материальных расходов.
Также материальными расходами признаются затраты на приобретение энергосберегающих ламп для замены ламп накаливания.
Темы: Налог на прибыль  Учетная политика предприятия  
- 18.04.2024 Разработчики ПО хотят продления льготной ставки налога на прибыль для IT-компаний
- 16.04.2024 ИП на спецрежимах надо подтвердить льготу по налогу на имущество до мая
- 12.04.2024 В I чтении одобрили законопроект об освобождении грантов на инновации от налога на прибыль
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 08.02.2024 Кабмин собирается обсудить сокращение отчетности для малого бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 21.04.2024
Решением обществу
доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы по налогам.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку поздние получение документов либо государственная регистрация права на объекты налогообложения, зависящие от воли общества, не являются основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.
- 21.04.2024
Решением обществу
доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств нереальности сделок с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность выполнения субподрядных работ и поставку товарно-материальных ценностей; умышленное искажение сведений о фак
- 16.01.2024
Общество ссылается
на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 07.03.2024 г. № 03-03-07/20497
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-03-06/3/21025
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии