Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Льготы для малого бизнеса при участии в госзакупках

Льготы для малого бизнеса при участии в госзакупках

Малый бизнес имеет ряд льгот при участии в госзакупках. Льготы установлены двумя федеральными законами (Закон 223-ФЗ и Закон 44-ФЗ), которые также предусматривают критерии и меры, которые нужно учитывать предприятию малого бизнеса, чтобы получить льготу

10.11.2015

Статус малого или среднего предприятия фирма получает по умолчанию в том случае, если соответствует критериям Закона о малом бизнесе (Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ)). При этом учет и контроль этих параметров отнесен к собственной компетенции малого предприятия. В специальные государственные и муниципальные реестры малых и средних предприятий включаются лишь те фирмы, которые претендуют на дополнительную государственную помощь.

Критерии отнесения компаний к малому бизнесу

При этом важно помнить, что неправильное исчисление этих показателей и включение их в собственную заявку на участие в той или иной регулируемой закупке может считаться сообщением заведомо ложных сведений из корыстных побуждений. Ведь именно декларация юридического лица о его соответствии категориям малого или среднего предпринимательства является единственным документом, на основании которого такому потенциальному поставщику предоставляются привилегии в рамках закупок, предусмотренные законодательством.

Привилегии изначально были установлены Законом о контрактной системе госзакупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ)) и касались только участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Но в 2015 году схожие преференции распространяются и на закупки, проводимые по правилам Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ)). Их мы и рассмотрим ниже в первую очередь.

Льготы для малого бизнеса по Закону № 223-ФЗ

Если преференции для малого бизнеса, участвующего в государственных закупках, установлены непосредственно в Законе № 44-ФЗ, то аналогичные преференции для участников закупок госкомпаний устанавливаются Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее - Постановление № 1352)). Так, заказчик обязан разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых ведутся только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика (в стоимостном выражении).

Способы, которыми проводятся такого рода закупки, определяет сам заказчик в своем положении о закупках. Однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. До вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС России как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона «О защите конкуренции» (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), но теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

Право на допуск к такой закупке потенциальный поставщик подтверждает исключительно декларацией (п. 11 Положения, утв. Постановлением № 1352). Ведь единого исчерпывающего государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не существует. Форма декларации утверждается заказчиком и включается в положение о закупке. При этом заказчику запрещено (п. 13 Положения, утв. Постановлением № 1352) требовать от поставщика какие бы то ни было документы кроме декларации для подтверждения его статуса субъекта малого или среднего предпринимательства.

Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10 процентов годового объема закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18 процентов от годового объема своих закупок. Очевидно, что оставшиеся 8 процентов будут «добираться» за счет побед малого бизнеса в обычных закупках, за счет прямых закупок и за счет привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

Своеобразной поблажкой заказчику является то обстоятельство, что при расчете общего объема закупок - то есть тех самых 100 процентов, от которых потом нужно будет исчислить 18 процентов и 10 процентов соответственно - заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Таким образом, в тех сферах, в которых привлечение малого бизнеса может быть экономически и производственно неоправданно, заказчик получает право фактически размещать у субъектов малого и среднего предпринимательства не 18 процентов, а куда меньшую долю от реального общего объема закупок (п. 7 Положения, утв. Постановлением № 1352).

Заказчик обязан включать четвертой строкой (первые три строки, согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, - сведения о количестве и об общей стоимости всех заключенных за месяц договоров; сведения о договорах, заключенных по результатам прямой закупки; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну) в ежемесячный отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

С 1 января 2016 года заказчик будет обязан размещать в единой информационной системе не позднее 1 февраля сведения об объеме закупок, произведенных в течение всего предыдущего года у малого бизнеса. То есть к 1 февраля 2016 года нужно опубликовать эти сведения, касающиеся 2015 года. А значит, аккумулировать их необходимо уже сегодня. Если эти сведения не будут опубликованы, либо окажутся недостоверными, либо доля закупок у малого бизнеса составит менее 18 процентов, то субъект Закона № 223-ФЗ автоматически становится субъектом Закона № 44-ФЗ. Как следствие, он обязан будет проводить все без исключения закупки с 1 февраля и до окончания злополучного года по правилам контрактной системы.

Форма этого ежегодного отчета установлена Постановлением № 1352. По своему содержанию он не многим сложнее того ежемесячного отчета о закупках, который заказчики публикуют уже сегодня, с той лишь разницей, что касаться он будет лишь малого бизнеса.

Отметим, что обязанность поддерживать малый бизнес касается лишь крупных заказчиков, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей. А с 1 января 2016 года - тех, чей годовой объем выручки превышает 1 млрд. рублей.

Льготы для малого бизнеса по правилам контрактной системы Закона № 44-ФЗ

Несложно заметить, что при разработке комплекса мер поддержки малых и средних предприятий, участвующих в закупках госкомпаний и естественных монополий, использовался опыт контрактной системы. В целом в рамках государственных закупок применяются схожие преференции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Принципиальное отличие от закупок, проводимых по правилам Закона № 223-ФЗ, состоит в том, что на субъекты среднего предпринимательства эти преференции не распространяются.

Минимальный объем закупок, который государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, установлен частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ на уровне 15 процентов от их общего годового объема закупок. При этом в общем объеме не учитываются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), работ в области использования атомной энергии и т.д. (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Принцип исключения этих закупок из общего объема несколько иной, чем в системе закупок по Закону № 223-ФЗ. Так, за рамки поддержки малого бизнеса выведены те подряды, которые по правилам госзакупок размещаются в закрытом или неконкурентном режиме. Может их выполнить малый бизнес или нет, значения не имеет.

Как и в рассмотренном выше комплексе мер поддержки малого бизнеса, госзаказчик для размещения у малых предприятий этих 15 процентов заказа может либо проводить специальные закупки, в которых участвуют только малые предприятия, либо устанавливать в закупочной документации условие о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчика.

Первый вариант – «разыграть» подряд в кругу малых предприятий - применяется по правилам контрактной системы лишь тогда, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 млн. рублей. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Если же используется вариант субподряда в пользу малого бизнеса, то заказчик устанавливает в извещении о закупке требование (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Еще одним преимуществом для малого бизнеса является то, что размер обеспечения заявки не может для такого участника госзакупки превышать 2 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Для всех остальных потенциальных поставщиков максимальный порог размера обеспечения заявки составляет 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Если же при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то малое предприятие, как и все остальные участники такого аукциона, вносит в качестве обеспечения заявки 1 процент от этой цены.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшихся закупках с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Малый бизнес
  • 03.05.2023  

    Определением задолженность по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност

  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »