
Аналитика / Налогообложение / Почему от повышения налогов не выиграет никто
Почему от повышения налогов не выиграет никто
При подготовке бюджета нужна новая психология — не бухгалтерский подход, а установка на развитие, не попытки обложить налогами производство, а стремление его стимулировать, в том числе и налоговыми методами. Активно обсуждаемая сейчас инициатива введения налога с продаж (НСП) заставляет начать большую дискуссию о целях, которые должна преследовать налоговая система страны. Нам необходим коренной пересмотр подходов к принятию решений в налоговой сфере.
НДС — налог сложно администрируемый, существенно повышающий расходы на бухгалтерию, да и попросту коррупционный. Скандалы, связанные со схемами уклонения от уплаты НДС, гремят на всю страну. Убытки бюджета исчисляются сотнями миллиардов рублей. И при этом НДС не выполнил той функции, для которой он вводился, — стимулирования экспорта. Фактически льготами по НДС пользуются преимущественно сырьевые компании, то есть те, чьи товары и так продавались бы за рубеж, а нарастить объемы промышленного экспорта по-прежнему не удается.
По сравнению с НДС налог с продаж — более простой, понятный и легко администрируемый. Поэтому бизнес-сообщество всегда выступало за переход от НДС к налогу с продаж. Мы и сейчас не против появления налога с продаж, но исключительно при снижении НДС на ставку НСП.
Есть и другой вариант — переход к прямому НДС по японской модели, где он считается не по схеме «вход-выход», а начисляется на добавленную стоимость компании. Это значительно упростит администрирование НДС, позволит ликвидировать мошеннические схемы незаконного его возврата, освободит суды примерно от 80% налоговых дел. Это выгодно и государству: собираемость налога резко возрастет. При этом если мы снизим ставку, то это будет серьезно стимулировать развитие компаний.
Однако НСП в предложенной сейчас конфигурации — как довесок к НДС — вызовет исключительно негативные последствия для экономики. И первое из них — рост цен. Даже по официальным прогнозам Минфина и Центробанка, введение НСП способно разогнать инфляцию на 1–1,5%. Для потребителей, то есть для всех граждан России, на ставку НСП вырастут цены. Следствием станет сокращение спроса и покупательной способности, а затем и снижение экономического роста.
Доход бюджета не только не увеличится, но и станет в среднесрочной перспективе меньше. Нелегальная экономика, и без того занимающая излишне большой объем, вырастет вместе с нечестной конкуренцией. А принявший на себя удар честный бизнес, напротив, сократится, местами просто закроется. Таким образом ужмется налоговая база, снизится сбор налогов, уменьшатся доходы бюджета. И все это приведет к сокращению социальных и инфраструктурных расходов, ради поддержания которых все это затевалось.
Характерно, что в сопроводительной записке к закону о введении налога с продаж не было ни строчки об этих рисках. Они просто не просчитывались.
Наша принципиальная позиция — налоговое бремя для законопослушных предпринимателей не должно расти. Мы вышли на предел фискальной нагрузки. История с индивидуальными предпринимателями (увеличение ставок социальных страховых выплат для ИП) показала, как на ее рост реагирует бизнес: закрывается или уходит в тень.
Нужно бить по тем, кто работает «в кэше». До 51% отечественной экономики, по некоторым оценкам, находится в тени, крупный бизнес во многом — в офшорах, и их эти новшества вообще не затронут. Считаю более правильным для привлечения дополнительных средств в бюджет навести порядок в этих областях, а не вводить дополнительные обременения для честных налогоплательщиков. Тем более что прозрачный бизнес не меньше государства страдает от недобросовестной конкуренции теневых компаний.
Нам как воздух нужно нормальное моделирование расчетов по изменениям в налогообложении, с учетом конкретных отраслей, на примерах конкретных предприятий, а не только макроэкономические расчеты. Нужны новые подходы к формированию налоговой системы. Она должна стимулировать рост экономики.
Понятно, что после реально успешной налоговой реформы начала 2000-х годов решиться на новую реформу непросто даже психологически. Но с того времени сильно изменились задачи, стоящие перед страной. Тогда было остро необходимо наведение финансового, бюджетного, налогового порядка. Оно и произошло. Сейчас другая задача – не стабилизация, а рост. Нужна и налоговая, и в целом экономическая программа, которая стимулировала бы развитие частного конкурентного, прежде всего производственного бизнеса, развитие частной инициативы, технологическую модернизацию.
Это требует принципиально новой психологии, избавления от бухгалтерских подходов к верстке бюджета. Деньги страны должны работать на развитие, а налоговая нагрузка должна быть перенесена с процесса производства на процесс потребления. Мы предлагаем не просто снижение налогов, а введение налоговых стимулов для тех, кто развивается, создает высокопроизводительные рабочие места. Такая программа создает минимальные риски для бюджета. Если она и снижает налоговые доходы, то только будущих периодов, для не существующих сегодня производств, чье появление само по себе плюс для бюджета.
Темы: НДС  Изменения в налоговом законодательстве  
- 01.06.2023 Правительство внесло в Госдуму законопроект об НДС на апартаменты
- 31.05.2023 Путин обещал обсудить обнуление НДС для производителей спецэффектов
- 30.05.2023 Компаниям в сфере услуг и фитнеса могут отменить НДС
- 05.06.2023 Налоговый вычет с ИИС-3 может составить 30 млн рублей
- 05.06.2023 Сальдо ЕНС надо будет формировать по новым правилам
- 05.06.2023 ФНС напомнила, когда начнут действовать повышенные вычеты по НДФЛ
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 26.05.2023 Маркетплейсы подключают к сбору налогов
- 28.04.2023 Финансист предупредил, кому придется заплатить новый налог на вклады
- 22.02.2023 Власти ищут новые механизмы поддержки IT-сектора
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами, учета затрат по ним.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено создание формального документооборота, не доказана реальность осуществления хозяйственных операций со спорными контрагентами, налогоплательщиком создана схема ухода от налогообложения с целью незаконной минимиз
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, реальность хозяйственных отношений с ними не доказана, подтверждено выполнение работ по перевозке грузов силами налогоплательщика, установле
- 05.06.2023
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени, штрафы исходя из того, что посредник в сделках по предоставлению в аренду имущества налогоплательщика участия не принимал, создан фиктивный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено в части, так как при определении налоговых обязательств допущены арифметические ошибки. В иной части дело направлено на новое рассмотре
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 26.05.2023 Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-08/30643
- 24.05.2023 Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
- 23.05.2023 Письмо Минфина России от 07.04.2023 г. № 03-07-05/31166
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-02-07/45578
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-02-07/45575
- 04.05.2023 Письмо ФНС России от 17.02.2023 г. № КЧ-18-8/352@
Комментарии