Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Почему от повышения налогов не выиграет никто

Почему от повышения налогов не выиграет никто

18.09.2014
«РБК»
Автор: Борис Титов, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей

При подготовке бюджета нужна новая психология — не бухгалтерский подход, а установка на развитие, не попытки обложить налогами производство, а стремление его стимулировать, в том числе и налоговыми методами. Активно обсуждаемая сейчас инициатива введения налога с продаж (НСП) заставляет начать большую дискуссию о целях, которые должна преследовать налоговая система страны. Нам необходим коренной пересмотр подходов к принятию решений в налоговой сфере.

НДС — налог сложно администрируемый, существенно повышающий расходы на бухгалтерию, да и попросту коррупционный. Скандалы, связанные со схемами уклонения от уплаты НДС, гремят на всю страну. Убытки бюджета исчисляются сотнями миллиардов рублей. И при этом НДС не выполнил той функции, для которой он вводился, — стимулирования экспорта. Фактически льготами по НДС пользуются преимущественно сырьевые компании, то есть те, чьи товары и так продавались бы за рубеж, а нарастить объемы промышленного экспорта по-прежнему не удается.

По сравнению с НДС налог с продаж — более простой, понятный и легко администрируемый. Поэтому бизнес-сообщество всегда выступало за переход от НДС к налогу с продаж. Мы и сейчас не против появления налога с продаж, но исключительно при снижении НДС на ставку НСП.

Есть и другой вариант — переход к прямому НДС по японской модели, где он считается не по схеме «вход-выход», а начисляется на добавленную стоимость компании. Это значительно упростит администрирование НДС, позволит ликвидировать мошеннические схемы незаконного его возврата, освободит суды примерно от 80% налоговых дел. Это выгодно и государству: собираемость налога резко возрастет. При этом если мы снизим ставку, то это будет серьезно стимулировать развитие компаний.

Однако НСП в предложенной сейчас конфигурации — как довесок к НДС — вызовет исключительно негативные последствия для экономики. И первое из них — рост цен. Даже по официальным прогнозам Минфина и Центробанка, введение НСП способно разогнать инфляцию на 1–1,5%. Для потребителей, то есть для всех граждан России, на ставку НСП вырастут цены. Следствием станет сокращение спроса и покупательной способности, а затем и снижение экономического роста.

Доход бюджета не только не увеличится, но и станет в среднесрочной перспективе меньше. Нелегальная экономика, и без того занимающая излишне большой объем, вырастет вместе с нечестной конкуренцией. А принявший на себя удар честный бизнес, напротив, сократится, местами просто закроется. Таким образом ужмется налоговая база, снизится сбор налогов, уменьшатся доходы бюджета. И все это приведет к сокращению социальных и инфраструктурных расходов, ради поддержания которых все это затевалось.

Характерно, что в сопроводительной записке к закону о введении налога с продаж не было ни строчки об этих рисках. Они просто не просчитывались.

Наша принципиальная позиция — налоговое бремя для законопослушных предпринимателей не должно расти. Мы вышли на предел фискальной нагрузки. История с индивидуальными предпринимателями (увеличение ставок социальных страховых выплат для ИП) показала, как на ее рост реагирует бизнес: закрывается или уходит в тень.

Нужно бить по тем, кто работает «в кэше». До 51% отечественной экономики, по некоторым оценкам, находится в тени, крупный бизнес во многом — в офшорах, и их эти новшества вообще не затронут. Считаю более правильным для привлечения дополнительных средств в бюджет навести порядок в этих областях, а не вводить дополнительные обременения для честных налогоплательщиков. Тем более что прозрачный бизнес не меньше государства страдает от недобросовестной конкуренции теневых компаний.

Нам как воздух нужно нормальное моделирование расчетов по изменениям в налогообложении, с учетом конкретных отраслей, на примерах конкретных предприятий, а не только макроэкономические расчеты. Нужны новые подходы к формированию налоговой системы. Она должна стимулировать рост экономики.

Понятно, что после реально успешной налоговой реформы начала 2000-х годов решиться на новую реформу непросто даже психологически. Но с того времени сильно изменились задачи, стоящие перед страной. Тогда было остро необходимо наведение финансового, бюджетного, налогового порядка. Оно и произошло. Сейчас другая задача – не стабилизация, а рост. Нужна и налоговая, и в целом экономическая программа, которая стимулировала бы развитие частного конкурентного, прежде всего производственного бизнеса, развитие частной инициативы, технологическую модернизацию.

Это требует принципиально новой психологии, избавления от бухгалтерских подходов к верстке бюджета. Деньги страны должны работать на развитие, а налоговая нагрузка должна быть перенесена с процесса производства на процесс потребления. Мы предлагаем не просто снижение налогов, а введение налоговых стимулов для тех, кто развивается, создает высокопроизводительные рабочие места. Такая программа создает минимальные риски для бюджета. Если она и снижает налоговые доходы, то только будущих периодов, для не существующих сегодня производств, чье появление само по себе плюс для бюджета.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 06.12.2016   Налогоплательщик, заключающий сделки по приобретению товара (выполнению работ, оказание услуг) несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые последствия, связанные с возможностью отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы по налогу на прибыль и налоговые вычеты, только в отношении добросовестных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляющих реальную экономическую деятельно
  • 06.12.2016   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »