Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Мероприятия в ходе проверок: что должен знать бухгалтер

Мероприятия в ходе проверок: что должен знать бухгалтер

Любая налоговая проверка сопровождается мероприятиями налогового контроля, например такими классическими, как истребование документов и встречная проверка. Но иногда налоговики прибегают и к не совсем распространенным: проведение инвентаризации и выемка. О том, как они проходят, кто участвует при их проведении, какие документы составляются по окончании, нам рассказал Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

18.11.2013
«Актуальная бухгалтерия»
Автор: Екатерина Валуева, эксперт по финансовому законодательству журнала «Актуальная бухгалтерия»

— Законодательством предусмотрено, что налоговые инспекторы в ходе проведения выездной проверки могут проводить различные мероприятия налогового контроля. В том числе и инвентаризацию. На основании каких документов она проводится? Кто должен и кто может присутствовать при ее проведении? Какие документы оформляются после ее завершения? Должны ли инспекторы ознакомить организацию с результатами инвентаризации?

— Инвентаризация может проводиться в рамках выездных налоговых проверок. Правовой основой для ее проведения служит подпункт 8 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а порядок ее проведения регулируется совместным приказом Минфина России и МНС России1, которым утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Согласно этому Положению для проведения инвентаризации руководитель инспекции или его заместитель подписывает специальное распоряжение. В нем указывается инвентаризационная комиссия во главе с ее председателем, состоящая из должностных лиц организации. В связи с тем, что доступ на территорию (в помещение) проверяемой организации имеют только проверяющие, состав комиссии формируется из лиц, указанных в решении о проведении выездной налоговой проверки. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы организации. Промежуточные результаты отражаются в инвентаризационных описях и в актах инвентаризации. По окончании инвентаризации составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которые в случае выявления нарушений отражаются в акте налоговой проверки. Акт налоговой проверки вместе с копиями документов, подтверждающих выявленные нарушения, в том числе ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, вручается проверяемой организации.

Целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. В ходе инвентаризации происходит сверка фактического наличия имущества и его отражения в учете с приходными и расходными документами или отчетами о движении материальных ценностей и денежных средств. В результате возможно выявление нарушений, совершенных в периоде, за который проводится выездная налоговая проверка.

Для проведения выемки инспекторы обязаны иметь мотивированное постановление, утвержденное руководителем инспекции. При этом с подлинников документов изготавливают копии и, заверенные должностным лицом инспекции, передают организации. В ходе проведения выемки могут участвовать и сотрудники органов внутренних дел

— Еще одно из мероприятий налогового контроля — проведение выемки. В каком порядке она проводится? На основании каких документов? Кто принимает в ней участие? Имеют ли право сотрудники ОВД принимать участие в выемке или присутствовать при выемке? Какими документами оформляется выемка?

— Выемка документов и предметов может проводиться в рамках выездных налоговых проверок. Правовой основой для ее проведения служит статья 94 Налогового кодекса, которой также регулируется и порядок ее проведения. Для осуществления выемки инспекторы, проводящие выездную налоговую проверку, принимают мотивированное постановление, которое подлежит утверждению руководителем инспекции или его заместителем. При этом мотивированное постановление означает, что имеется достаточно фактических оснований для выемки. Например, таким основанием может являться наличие обстоятельств, при которых у инспекторов есть достаточно оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В этом случае подлинники документов не возвращаются налогоплательщику. Однако при выемке документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом инспекции и передаются организации. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их в течение пяти дней после изъятия. Сотрудники органов внутренних дел вправе участвовать при производстве выемки. В таком качестве они указываются в протоколе выемки документов и предметов.

— После вступления в силу Закона от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ сроки подачи возражений продлены с 15 дней до одного месяца. Эти положения действуют не только на вновь открытые проверки, но и на те, которые были начаты до вступления закона в силу

Законодательно установлено, что налоговые органы вправе при необходимости осуществлять фото-, кино- и видеосъемку при проведении мероприятий налогового контроля. Как должен быть зафиксирован факт их применения? В каких случаях они ее используют и есть ли какие-либо ограничения?

— Применение фото-, кино- и видеосъемки при проведении мероприятий налогового контроля предусмотренопунктом 5 статьи 99 Налогового кодекса, устанавливающей общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля. А такой протокол составляется только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом, например при производстве выемки. Фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи, наряду с иными материалами, выполненными при производстве действия, прилагаются к соответствующему протоколу. Ограничений при использовании технических средств Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому их применение диктуется наличием объективных обстоятельств. Например, объем информации, которую необходимо зафиксировать, является значительным; в таком виде информация будет более объективной, более наглядной; иными средствами информацию зафиксировать невозможно.

— При вручении акта по выездной проверке организацию должны ознакомить не только с самим актом, но и с материалами дела, которые находятся в приложениях к нему. Многие материалы содержат конфиденциальную информацию (например протоколы допроса свидетелей, ответы по встречным проверкам). Как в таком случае инспекторы должны ознакомить с ними организацию?

Налоговый кодекс2, регламентируя оборот конфиденциальной информации, содержащей сведения, составляющие налоговую тайну, не препятствует сбору и использованию инспекцией в качестве доказательств документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Указанная регламентация не препятствует выполнению инспекцией положений пункта 31 статьи 100Налогового кодекса, который указывает, что факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, должны указываться в акте как документально подтвержденные. Более того, Налоговый кодекс3 исключает из состава сведений, являющихся налоговой тайной, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Необходимо учитывать, что конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, может содержать информацию, которая не имеет доказательственного значения и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок. Такие рекомендации ФНС России неоднократно доводила до налоговых органов.

— В соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ4 увеличивается срок для написания возражений с 15 дней до месяца. Для каких проверок будут действовать данные положения: для открытых после вступления в силу Закона № 248-ФЗ или для уже проводящихся?

— Согласно пункту 30 статьи 1 Закона № 248-ФЗ в Налоговом кодексе5 слова «15 дней» заменены словами «одного месяца».

Так, в соответствии с изменениями лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Закон № 248-ФЗ вступил в силу с 24 августа 2013 года, то есть по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу6.

Также Законом № 248-ФЗ предусмотрено, что в случае если срок, указанный в абзаце первом пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса, не завершился до дня вступления в силу Закона № 248-ФЗ, то он исчисляется уже по новым правилам7.

Таким образом, организациям, в отношении которых проводилась налоговая проверка по акту в целом или по его отдельным положениям, врученному с 24 июля 2013 года, письменные возражения можно было представлять уже в течение одного месяца со дня получения акта.

Сноски:

1 приказ Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39

2 ст. 102 НК РФ

3 ст. 102 НК РФ

4 Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ (далее — Закон № 248-ФЗ)

5 абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ

6 п. 1 ст. 6 Закона № 248-ФЗ

7 п. 7 ст. 6 Закона № 248-ФЗ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Выездные проверки
  • 07.12.2016  

    В кассационной жалобе общество указывает, что процедура вскрытия упаковок с изъятыми в ходе выемки оригиналов документов не предусмотрена действующим налоговым законодательством. Кассационная инстанция не принимает данный довод во внимание, поскольку представитель общества приглашался налоговым органом для вскрытия коробок изъятых документов с целью соблюдения интересов налогоплательщика; запрета на указанную процедуру также

  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »